История одного похищения
Суд признал российские власти ответственными за похищение и вероятную гибель родственников заявителей и за непроведение эффективного расследования этих преступлений. Один из похищенных, чью судьбу так и не удалось установить, житель Ингушетии Ибрагим Газдиев.
8 августа 2007 года в г. Карабулаке сотрудниками неустановленных силовых структур был похищен местный житель Ибрагим Газдиев. С тех пор о его местонахождении ничего не известно. 8 октября т.г. в Страсбурге Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобы по факту похищения и исчезновения пяти жителей Северного Кавказа. Среди них и жалоба от родственников Газдиева.
В день похищения Ибрагим на своей машине поехал в магазин за продуктами. Рядом со зданием городской администрации его остановили вооруженные люди в масках, одетые в камуфляжную форму. По словам очевидцев, проверив документы Ибрагима, они затолкали молодого человека в микроавтобус «Газель» и увезли в неизвестном направлении.
За несколько месяцев до похищения в доме Газдиевых сотрудники УФСБ по РИ проводили обыск, но ничего противозаконного не обнаружили. Каких-либо претензий к Ибрагиму Газдиеву высказано не было. Ордер на обыск выписали на Ваху Аушева, который по данному адресу никогда не проживал, а сам Ибрагим Газдиев в розыске не числился и не от кого не скрывался.
Через несколько часов после похищения Ибрагима родственники обратились в городскую прокуратуру, а на следующий день в республиканский парламент к депутату Баматгирею Манкиеву.
10 августа депутат Манкиев встретился с занимавшим в то время должность прокурора республики Юрием Турыгиным и главным федеральным инспектором по Ингушетии Владимиром Трубицыным. В тот же день прокуратура по факту похищения Ибрагима возбудила уголовное дело.
11 августа отец похищенного, Муххамад Газдиев, попал на прием к бывшему президенту Ингушетии Мурату Зязикову, который сообщил Муххамаду о том, что у него есть информация о задержании Газдиева сотрудниками спецслужб для проведения следственных мероприятий. Президент пообещал, что все будет в рамках закона. На встрече присутствовал прокурор республики Турыгин. Именно он впоследствии во время допроса на предварительном следствии заявит, что ничего подобного Зязиков Газдиеву не говорил, хотя помимо Муххамада на встрече присутствовал еще один человек, который подтверждал в своих показаниях слова президента.
Примечательно и то, что именно в день похищения Ибрагима Газдиева президент Зязиков проводил совещание с руководителями правоохранительных органов республики. Выступая перед силовиками, он сказал: «Мы живем в правовом государстве и никогда не должны забывать о верховенстве закона, вы все государевы люди, призванные обеспечить выполнение законов Российской Федерации, безопасность жителей республики».
Прокурор республики Юрий Турыгин в интервью «Интерфаксу» подтвердил тезис Зязикова о том, что все мероприятия в республике должны проводиться только в соответствии с российскими законами, и заявил, что в республике не проводились и не будут проводиться какие-либо оперативные мероприятия правоохранительными органами из соседних субъектов без согласования с руководством правоохранительных органов Ингушетии. Но уже через несколько дней после своего интервью прокурор республики, выступая перед ингушскими парламентариями, расписался в собственной беспомощности, заявив, что ему ничего не известно о местонахождении похищенного Ибрагима Газдиева.
Президента Зязикова, обещавшего содействие в поиске Ибрагима, через год отправили в отставку, так как он полностью потерял контроль над ситуацией в Ингушетии. Однако смена руководства в регионе никак не отразилась на раскрываемости преступлений, связанных с похищением людей. Количество пропавших без вести жителей Ингушетии к концу 2008 года составляло более 160 человек.
В период с ноября 2007 г. по сентябрь 2010 г. прокуратура несколько раз приостанавливала и возобновляла предварительное следствие, но так и не смогла установить лиц, похитивших Ибрагима Газдиева. А ведь еще осенью 2007 года общественный деятель Макшарип Аушев, добиваясь расследования похищения своего сына и племянника, установил, что несколько жителей Ингушетии после похищения были вывезены из республики и находились на территории секретной базы в Чечне. Среди них и Ибрагим Газдиев. О подробностях расследования Аушева в своем блоге написал адвокат Калой Ахильгов.
Добиться эффективного расследования через российские суды также не удалось. В июле 2011 года Муххамад Газдиев направил жалобу в Европейской суд, в подготовке которой ему помогли юристы ПЦ «Мемориал».
До решения суда Муххамад Газдиев не дожил. Он умер в 2015 году. Будучи инвалидом с детства (Муххамад родился без рук), несмотря на свой преклонный возраст и плохое здоровье, он до конца жизни боролся за восстановление в Ингушетии диктатуры закона, будучи абсолютно уверенным в том, что правовой беспредел непременно приведет к развалу государства.