Рожков Сергей Сергеевич
Рожков Сергей Сергеевич родился 19 апреля 1976 года. Журналист из г. Туапсе, член КПРФ, Левого Фронта, лидер туапсинского отделения СКМ (Союза Коммунистической Молодёжи), известный политический активист. Инвалид 3-ей группы, удалено одно легкое, повреждено второе. Окончил факультет журналистики Кубанского государственного университета.
26 августа 2008 Туапсинским районныс судом признан виновным по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) и приговорён к 3 годам лишения свободы. Вышел на свободу по УДО 13 мая 2010 года.
Полное описание
Обвинен в том, что применил насилие в отношении двоих из шестерых задержавших его в ночь на 2-е февраля 2008 года милиционеров.
Основания признания политзаключённым
Общественная и журналистская деятельность Рожкова, конфликт с местной администрацией, ставший следствием попыток предания гласности материалов, свидетельствующих о фальсификации результатов местного референдума, предостережения со стороны правоохранительных органов, ранее ему поступавшие, нелепость предъявленного обвинения, позволяющие предположить фальсификацию дела в целях прекращения общественной активности Рожкова.
История конфликта
Сергей Рожков, возглавлявший местную комсомольскую организацию, неоднократно участвовал в протестных, социальных, экологических акциях. Видимо, в связи с этим у него начались проблемы на работе, его родственникам стали поступать угрозы, а самого Рожкова попытались привлечь к суду за якобы выпуск и распространение провокационной листовки неизвестного авторства. О преследованиях Рожкова еще до возбуждения в отношении Рожкова уголовного дела направлял запрос депутат Государственной Думы Г.А. Зюганов, однако прокурор Краснодарского края Л.Г. Коржинек, официально ответивший на запрос, не нашел в преследовании Рожкова состава преступления.
Сергей Рожков заявил о своем намерении предать гласности имеющиеся у него, по его словам, материалы, свидетельствующие о фальсификации результатов местного референдума о статусе города Туапсе, проведенного 2-го декабря 2007-го года. Согласно официальным данным краевой избирательной комиссии, местные жители одобрили идею объединения Туапсе и Туапсинского района, однако Сергей полагал, что речь идет о политическом решении, принимаемом в интересах крупного бизнеса, получающего, таким образом, возможность расширить и приблизить к Туапсе свою деятельность по возведению мощных химических и газовых терминалов («Еврохим», ТЭТ), разработку мергелевых отложений (согласно законодательству подобное недопустимо вблизи городов, однако в случае объединения Туапсе и Туапсинского района Туапсе мог потерять статус города, став «городским поселением»).
Для предания гласности имеющейся у него информации – несоответствия цифр голосования, опубликованных краевым избиркомом, протоколам с участков, полученных членами избирательных комиссий, Рожков планировал использовать митинг в январе. Митинг был проведен, невзирая на многократные попытки местных чиновников ему воспрепятствовать – от новых запугиваний активистов и их родственников до отключения в районе электроэнергии для срыва звукоусиления на митинге. Как полагает Рожков, именно это «окончательно вывело из себя некоторых местных и краевых чиновников».
Накануне дня нового митинга, в ночь на 2-е февраля, по версии Рожкова, к его родственникам, где он находился на дне рождения, приехали сотрудники правоохранительных органов (согласно утверждению Рожкова их было шестеро). На него надели наручники, избили и бросили в багажник милицейских «Жигулей». Тут же был составлен протокол об административном правонарушении. Сергей был доставлен в отделение УВД г. Туапсе. Также был задержан его родственник. Ночь они провели в ИВС, а затем были доставлены к мировому судье С.Д. Кутакову, который за нарушение общественного порядка осудил Рожкова к трем суткам ареста, отбыв которые, Рожков был вынужден лечь в больницу. Диагноз, выставленный травматологическим отделением городской больницы Туапсе: сотрясение мозга, гематома голени, ушиб печени.
В выписном эпикризе указано: «Поступил через 4 дня после травмы с жалобами на головные боли, головокружение тошноту. Обстоятельства травмы: 2.02 дома избили милиционеры. Консультирован неврологом: диагноз ЧМТ подтвержден».
В больнице к Рожкову пришли сотрудники милиции, требовавшие подписать документ о том, что он не имеет претензий к задерживавшим его милиционерам. Рожков отказался, сославшись на плохое самочувствие и отсутствие адвоката. Дежурный врач с трудом уговорил милиционеров покинуть отделение и не пытаться вывести оттуда Рожкова «для беседы». Уходя, они предупредили, что если Рожков будет жаловаться — будет сидеть.
Сам Рожков так описывает обстоятельства своего задержания: «…Ничего не объясняя, меня ударили в лицо. Отлетев в сторону, я ударился об стену коридора головой. Сотрудники принялись наносить удары руками и ногами в область туловища, по голове, рукам и ногам. Когда я упал, сотрудники надели на меня наручники и бросили в кабину лифта, где один из сопровождавших с силой ударил меня каблуком по запястью правой руки. Меня бросили в багажник служебных бело-синих Жигулей и отвезли в Туапсинское УВД. Сотрудники милиции не представились, документов не показали, понятых не пригласили, причину избиения и задержания не объяснили. Я потребовал адвоката. Мне было отказано. При проведении личного обыска я просил пригласить понятых и составить список изъятых вещей, но мне также было отказано».
Инспектор по связям со СМИ туапсинского УВД Александра Борисенко факты перевозки в багажнике равно как и избиений Рожкова отрицала. По ее словам, он был задержан не дома у родственников, а на улице, а причиной стало «мелкое хулиганство, неуважение к обществу, сквернословие и сопротивление сотрудникам милиции». Однако несмотря на многократную просьбу корреспондента «Кавказского узла», назвать точное место задержания Борисенко она не смогла.
Рожков подал заявление в прокуратуру по фактам незаконного задержания и избиения. Однако, как пояснил следователь Сергей Боровской, ведший дело Рожкова, «не найдена причинно-следственная связь между действиями сотрудников милиции и телесными повреждениями». В возбуждении уголовного дела против сотрудников милиции Сергею Рожкову было отказано.
Позже он узнал, что против него возбуждено уголовное дело за применение им насилия в отношении задерживавших его 2-го февраля милиционеров.Рожков отбыл из Туапсе в Краснодар, где готовился к защите диплома на факультете журналистики Кубанского государственного университета. Защитив диплом, 2 июня, он вернулся в Туапсе и как журналист присутствовал на пикете у здания местной администрации, где и был задержан.
4 июня 2008 г. в отношении журналиста было возбуждено еще одно уголовное дело по той же статье: в официальных бумагах стал фигурировать факт, что в дежурной части УВД Сергей Рожков совершил насилие еще над одним милиционером.
Содержание под стражей и следствие
4 июня 2008 г. Рожкову Туапсинским судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца с мотивировкой «сокрытие от следствия», хотя по свидетельству секретаря Туапсинского райкома КПРФ В. Никанорова, до этого Рожкову официально не предъявлялось никаких конкретных обвинений, не брали с него и подписку о невыезде.
Свою вину Рожков не признает. Находясь в туапсинском изоляторе временного содержания, он объявлял голодовку в знак протеста против «абсурдного обвинения» и «необъективного правосудия».
Судебное рассмотрение дела Рожкова началось 15 августа 2008 г. По словам друзей Рожкова, его адвокат Валентин Суконников почти не занимался поисками свидетелей и «вел себя крайне странно». Знакомые журналиста считают, что адвоката могли запугать.
На последнем заседании суда адвоката отстранили от обязанностей. Но сам Суконников настаивает на том, что он написал заявление, в котором отказался от статуса адвоката по состоянию здоровья. «Честно говоря, устал уже. Дело Сергея я хотел довести до конца, хотя там в любом случае будет обвинительный приговор. В деле все было обустроено хорошо, целая комбинация», – сказал бывший защитник журналиста в беседе с корреспондентом «Независимой газеты».
26 августа 2008 г. городской суд Туапсе (судья Кислинская) приговорил Сергея Рожкова к 3 годам колонии-поселения по части 1 статьи 318 УК РФ. Защиту в последние дни процесса осуществлял, предположительно, адвокат Юрий Бугаков.
Лариса Азарова, родственница Рожкова и юрист по профессии, пояснила, что в деле Рожкова существует ряд нарушений. Так, больше месяца назад Сергей написал доверенность о том, чтобы Лариса Азарова была его общественным защитником. Эта процедура предусмотрена российским законодательством. «Однако судья Валентина Кислинская не поставила меня в известность о том, что Сергей просит меня быть его общественным защитником. А вчера сказала: «вы кто такая? Закройте дверь с другой стороны», – рассказала Лариса Азарова.
8 октября 2008 г. Краснодарский краевой суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу журналиста.
Утром 22-го ноября. Сергей Рожков был этапирован в одну из колоний Пермской области, адрес которой пока не разглашается. Этапирование может продлиться до одного месяца.
Сергей Рожков дожидался этапирования более полутора месяцев после отклонения краевым судом кассационной жалобы на решение Туапсинского суда. Большую часть этого времени он провёл в подвальной камере для пересыльных. По нормативам УФСИН заключённых после вынесения приговора имеют право держать в стенах тюрьмы не более 10 дней. Но для Сергея сделали исключение. Пересыльным по какой-то причине не разрешено принимать продукты от родственников. В условиях скудного тюремного питания у Сергея обострились проблемы с сердцем. В последнее время, очевидно, состояние Сергея настолько ухудшилось, что из администрации СИЗО позвонили его родным и попросил принести передачу.
По делу Рожкова (в том числе – по его требованию возбудить уголовное дело против задерживавших его милиционеров) депутат фракции КПРФ в Государственной Думе РФ С.П.Обухов направлял Генеральному прокурору РФ целый ряд депутатских запросов. В частности, заместитель Генерального прокурора РФ В.Я.Гринь в ответе депутату-коммунисту сообщил за несколько дней до этапирования Сергея Рожкова следующее:
«Приговором Туапсинского районного суда от 26.08.2008 по уголовному делу № 837355 Рожков С.С. признан виновным в применении насилия в отношении представителя власти и осужден по ч. 1 ст. 318 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Законность принятого решения поручено проверить прокурору Краснодарского края.
Заявление Рожкова С.С. о неправомерном задержании и избиении работниками милиции проверено СО по г. Туапсе СУ СК при прокуратуре РФ по краю. В возбуждении уголовного дела неоднократно отказано, последний раз 19.06.2008. Ввиду неполноты исследования всех обстоятельств прокурором Краснодарского края 31.10.2008 вынесено постановление о направлении материала для решения вопроса об отмене указанного постановления первому заместителю СУ СК при прокуратуре РФ по краю.
Доводы о фальсификации итогов референдума по вопросу изменения статуса г.Туапсе и нарушении федерального законодательства при подведении итогов голосования проверены упомянутым следственным подразделением и в возбуждении уголовного дела 23.06.2008 отказано за отсутствием в действиях председателя участковой избирательной комиссии Корниловой Т.Г. состава преступления. Руководителем отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю данное решение 31.10.2008 отменено и материал направлен для организации дополнительных проверочных мероприятий.
Результаты в Генеральной прокуратуре Российской Федерации контролируются», — отмечается в ответе заместителя Генерального прокурора».
В поддержку и защиту Сергея Рожкова левыми политическими активистами неоднократно проводились акции в разных городах России.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.