Мы считаем политзаключённой Анастасию Улыбышеву
Московской студентке грозит до 7 лет лишения свободы за посты о взрыве на Крымском мосту в закрытом Telegram-канале
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Анастасию Улыбышеву политзаключённой. Её преследуют по статье о публичных призывах к терроризму из-за постов в Telegram. Преследование Улыбышевой нарушает её права на свободу выражения мнения и справедливый суд. Мы требуем немедленно освободить Анастасию Улыбышеву и прекратить её уголовное преследование.
В чём суть дела Анастасии Улыбышевой?
Анастасия Улыбышева — студентка первого курса Московского государственного психолого-педагогического университета. Она вела личный, закрытый канал в Telegram, в котором обычно рассказывала об учёбе и выкладывала фотографии с прогулок. Иногда девушка писала и на другие темы: по нашей информации, в октябре 2022 года она опубликовала два поста о взрыве на Крымском мосту.
Больше года спустя, 17 ноября 2023 года, стало известно, что из-за этих постов против Улыбышевой возбудили уголовное дело. В этот же день суд поместил её под домашний арест.
Нам неизвестно, как следствие получило доступ к закрытому каналу и что именно в них написано, но Улыбышевой грозит до 7 лет лишения свободы по статье о публичных призывах к терроризму (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ).
Почему мы считаем Улыбышеву политзаключённой?
Анастасию Улыбышеву арестовали по статье о публичных призывах к терроризму, которая всё чаще используется властями для борьбы с инакомыслящими.
Мы не знаем, что именно написала Улыбышева, но само по себе обсуждение подрыва Крымского моста не может квалифицироваться как публичные призывы к терроризму. На наш взгляд, взрывы на мосту были не терактами, а эпизодами военных действий в ходе развязанной Россией войны против Украины. Крымский мост незаконно построен в территориальных водах Украины, является символом российской оккупации Крыма и имеет стратегическое значение для российской армии. Мост можно считать легитимной целью для ВСУ, а его подрыв — попыткой получить военное преимущество, а не устрашить население, как предусматривает статья о теракте.
В любом случае, посты студентки в закрытом Telegram-канале никак не могли повлиять на принятие решений ВСУ или создать общественную опасность каким-либо другим образом.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.