Мы считаем политзаключённым Максима Асрияна
Медбрата из Петербурга приговорили к 8 годам строгого режима по делу о покушении на теракт и госизмене за то, что он хотел поджечь военкомат
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Максима Асрияна политическим заключённым. Его преследуют по статьям о покушении на теракт и госизмене. Уголовное преследование Асрияна нарушает его право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем его освобождения и прекращения уголовного преследования.
В чём суть дела Максима Асрияна?
Максим Асриян работал медбратом в клиниках Санкт-Петербурга, во время пандемии — добровольцем в красных зонах больниц. В июле 2022 года он добровольно вызвался поехать в составе группы медиков помогать гражданскому населению в Мариуполе, но отказался после того, как узнал, что речь идёт о помощи российским военным.
Максим Асриян тяжело переживал войну и гибель людей. В знак протеста против войны он решил поджечь один из военкоматов в Петербурге. В ночь на 1 октября 2022 года он подошёл к военкомату, но в последний момент отказался от своего намерения, чтобы не подвергать риску человеческие жизни. Однако Асриян попал на камеры видеонаблюдения, и через неделю, 7 октября, его задержали в аэропорту, а затем арестовали по делу о покушении на теракт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ) и отправили в СИЗО.
К моменту передачи дела в суд стало известно, что Максиму Асрияну добавили обвинение в госизмене (ст. 275 УК РФ). Следствие утверждало, что он «выходил на связь с иностранными спецслужбами», в его телефоне обнаружили «инструкцию и схему для совершения теракта», а сам он «поддерживал взгляды организации “Легион Свобода России”».
18 января 2024 года Асрияна приговорили к 8 годам лишения свободы с отбыванием первых 2 с половиной лет в тюрьме, остального времени — в колонии строгого режима.
Почему мы считаем Асрияна политзаключённым?
Мы считаем, что действия Асрияна не соответствуют вменяемой ему статье о покушении на теракт. Прежде всего, закон не позволяет судить человека за покушение на преступление, если он добровольно отказался от его осуществления. Для того, чтобы доказать, что Асриян передумал поджигать военкомат из страха быть пойманным, а не добровольно, следствие заставило его знакомых оговорить его. Вместе с тем, даже эти показания, на наш взгляд, не доказывают правоту следствия. Мотивом действий Асрияна был протест против войны в Украине, а не желание устрашить население, как это предполагает статья о теракте.
Обвинение в госизмене, вероятно, связано с анкетой Легиона «Свобода России», которую якобы нашли в ноутбуке Асрияна. Возможно, обвинение связано с попыткой поджога военкомата. Если это действительно так, то такая квалификация ошибочна, поскольку она возможна только в случае реально совершённых действий. Также обвинение может быть связано с пожертвованием какой-то украинской организации. Если это так, то действия Асрияна — не преступление, а законная помощь жертве агрессии.
Подробнее описание дела и наша позиция изложены в справке на нашем сайте.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Отправить письмо можно по адресу:
399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Пролетарская, д. 1Б, ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области, Асрияну Максиму Игоревичу 1996 г. р.
Также можно воспользоваться сервисом ZT (оплата российскими картами).
О том, как помочь Максиму Асрияну, вы можете узнать в Telegram-канале группы поддержки.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.