Радио Свобода

Олег Сенцов две недели пробыл в ШИЗО колонии «Белый медведь»

Об этом Радио Свобода сообщил адвокат Сенцова Дмитрий Динзе, который посетил подзащитного. По словам адвоката, перевод Сенцова из Якутска связан с «общественной активностью и его поддержкой» в Якутии. Решение о переводе руководство ФСИН приняло 21 июля, однако этап начался через полтора месяца.

«Перевели, поскольку посчитали, что идет общественная активность в Якутии, связанная с его поддержкой. И руководство ФСИН 21 июля приняло решение о переводе его в Салехард, в исправительную колонию №8, «Белый медведь». Приказ был отдан 21 июля, и только через полтора месяца решили перевести именно в связи с активной поддержкой по всем фронтам, и с активными действиями в поддержку. За все, что происходило в Якутии, связанное с ним, его за это наказывали. Сажали несколько раз в ШИЗО. Когда его выпустили из ШИЗО в последний раз, дали полчаса на сборы, приехал спецконвой и забрал на этап. На этапе он ехал почти везде изолированно, общаться ему не давали. В Лабытнанги ехал в «столыпинском вагоне» для заключенных, где уже было несколько человек», – рассказал Дмитрий Динзе.

По словам адвоката, во время нахождения Сенцова на Иркутском Централе, ему назначили около двух недель наказания в ШИЗО. «Его поведение было нормальным все время этапа, однако в Иркутске его вызвали на разбор, где сказали, что решено поставить ему «четыре полосы» (маркировка отбывающих наказание. – Прим.). У него уже была «зеленая полоса», как у экстремиста, решили добавить максимум – еще три «красных полосы»: может дестабилизировать колонию, склонен к агрессии и еще какие-то личностные характеристики. Он их спросил: «Почему? Не понимаю, за что?» Произошел конфликт, но в итоге оставили лишь одну «красную полосу». Тем не менее, наказание было назначено и колонии в Лабытнанги его пришлось исполнять, хотя у них к Олегу никаких претензий нет». Во время этапа Сенцова удалось посетить нескольким членам общественной наблюдательной комиссии (ОНК).

В настоящий момент Олег Сенцов уже покинул штрафной изолятор и находится в отряде. В его бараке 60 человек. Колония, по словам адвоката, отличается строгим исполнением правил внутреннего распорядка. «Нет никаких непонятных отношений между руководством колонии и заключенными, вне правил внутреннего распорядка. Никаких поблажек режима нет: проверки, очень частые построения. К этому Олег еще не привык, режим в колонии в Якутске был более щадящим. Он говорит, что отношения со стороны сотрудников колонии уважительное. У руководства и у него самого взаимных претензий нет. В колонии делают сейчас все, чтобы он адаптировался быстрее, определился, чем будет заниматься. В Якутии допускались вольности в одежде, он мог носить свитер, например. А здесь все строго – на свиданиях нет прямого доступа, чтобы поздороваться за руку, например, документы передавать только через щель специальную», – рассказал адвокат.

Основное производство в колонии – обработка камня и изготовление каменных поделок. Но кроме этого, есть работы в библиотеке, театре и местной киностудии. Руководство колонии предложило ему работу, связанную с работой театра и кино, но он отказался. «В настоящее время ничем не занимается, еще не определился. Но творчеством заниматься продолжает: пишет, уже готово несколько сценариев, рассказов. Потихонечку в этом направлении работает. Говорит: «Вынашиваю идеи, продумываю сценарии, как это должно воплотиться в фильмы», – рассказал адвокат.

Также Дмитрий Динзе сообщил об условиях, в которых теперь предстоит находиться Сенцову. «Температура здесь сейчас -16. Рассвет в районе 9 утра, закат уже к трем дня. Климат в настоящее время ему не очень подходит, слишком сырой. В Якутии было посуше, и ему там было комфортнее. Пока он ехал, из-за того, что находился в неотапливаемых автозаках, обострился ревматизм, и он заметил проблемы с сердцем. В колонии к жалобам отнеслись лояльно: назначили обследование, возили в гражданскую больницу сразу после ШИЗО. Взяли анализы, сделали кардиограмму, запросили медицинские документы у родных, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Им проблемы не нужны, руководство идет навстречу Олегу и мне, как его адвокату, в плане здоровья», – отметил Динзе.

«Это обычная северная колония, только перед входом стоит памятник «Белому медведю», сейчас весь в снегу. Чтобы добраться до колонии, нужно лететь в Салехард. Оттуда на катере на воздушной подушке через Обь. И уже на другом берегу на машине минут 15. Цены на продукты здесь пониже, чем в Москве, но климат сложный – холодно, как в Якутии, но сырой. Олег к такому не привык, он даже в Крыму жил в сухом все же климате. Очень сильно похудел. В Якутии и сейчас – это два разных человека. Очень устал от этапа, и у него нет запасов продуктов. Хотя питание в колонии нормальное, в отличие от 15 других северных колоний снабжается хорошо», – сообщил адвокат.

Динзе показал своему подзащитному письма от матери и от коллег, с которыми Сенцов работал ранее. «Родственники его держат в курсе дела, что происходит с его постановками, рассказывают обо всем, что связано с его книгами. Он имеет право раз в месяц закупиться продовольственными и не только товарами на 7 тысяч рублей. Раз в три месяца может получить посылку на 20 кг, поэтому просил не передавать много разных мелких посылок, а лучше перечислять деньги родным, которые будут закупать то, что необходимо.

По словам адвоката, Олег Сенцов перестал ожидать обмена, однако считает, что когда-нибудь это произойдет. «Когда меня отправляли на этап в Якутии, я думал, что везут на обмен. А потом увидел ведомость, что везут в Ямало-Ненецкий округ. Я перестал на что-то надеяться, хотя думаю, что обмен произойдет рано или поздно. Но я живу сегодняшним днем. Так легче находиться в местах лишения свободы», – передает слова режиссера Динзе.

​Сенцов в августе 2015 года был приговорен российским судом к 20 годам лишения свободы по обвинению в подготовке подрыва памятника Ленину в Симферополе и поджоге офисов «Русской общины Крыма» и «Единой России». Украинский режиссер не признал свою вину. Правозащитный центр «Мемориал» признал его политическим заключенным. В октябре Олега Сенцова этапировали в исправительную колонию строгого режима №8 в городе Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ), известную под названием «Белый медведь».

Источник — Радио Свобода

  • Архив
    Сенцов
    Олег Геннадьевич
    Подробнее