Журналист ищет путь на свободу
Журналист Александр Соколов, осужденный на три с половиной года за организацию экстремистского сообщества, пытавшегося провести всероссийский референдум «За ответственную власть», подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Господин Соколов попал под арест летом 2015 года и уже провел в местах лишения свободы больше двух третей срока.
В Тверской суд Москвы поступило ходатайство журналиста РБК Александра Соколова, осужденного на три с половиной года, об условно-досрочном освобождении. Эта информация размещена в картотеке суда. Дата рассмотрения ходатайства еще не назначена.
Господин Соколов был задержан и арестован в июле 2015 года. 30 августа 2017 года он был признан виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности сообщества, чья деятельность запрещена судом) и осужден на три с половиной года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Сейчас он находится в СИЗО-2 Москвы «Бутырка», где отбыл уже более двух лет и семи месяцев наказания.
Согласно ст. 79 УК РФ (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания), осужденный за деяния небольшой и средней тяжести (к которым относится ч. 1 ст. 282.2 УК РФ) имеет право подать на УДО после отбытия не менее одной трети срока наказания. «При рассмотрении ходатайства суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения»,— уточняется в кодексе.
«Я обсуждал с Александром подачу ходатайства об УДО,— рассказал “Ъ” адвокат Алексей Чернышев.— У меня лично, судя по ходу судебного процесса и рассмотрения апелляций, нет оснований ожидать от Тверского суда положительного решения. Но у Александра есть все законные основания подать такое ходатайство: он уже более половины срока отбыл. Ему осталось меньше года». По словам адвоката, в изоляторе на журналиста было наложено одно дисциплинарное взыскание, но это произошло более полугода назад, а, значит, оно уже погашено. «Сейчас руководство СИЗО должно дать Соколову характеристику, которую судья примет во внимание при рассмотрении ходатайства»,— добавил господин Чернышев.
Напомним, господин Соколов был осужден как член инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть». Вместе с ним сроки получили инженер Валерий Парфенов, авиационный инженер Кирилл Барабаш, лишенный решением суда звания подполковника ВВС, а также лидер инициативной группы и автор идеи о референдуме Юрий Мухин. Последний был приговорен к четырем годам условно — судья учел его возраст (68 лет) и состояние здоровья. Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш были приговорены к четырем годам колонии общего режима. В конце прошлого года суд рассмотрел их апелляционную жалобу и снизил срок наказания на два месяца. Жалобу господина Соколова судья оставил без удовлетворения.
Обвиняемые — члены запрещенной организации «Армия воли народа» (АВН). Юрий Мухин создал ее в 1997 году, а в октябре 2010 года Мосгорсуд признал деятельность организации экстремистской и запретил ее. К тому времени АВН имела отделения в большей части регионов страны. Господин Мухин продвигал идею о введении ответственности власти за свои действия, сформулировав ее впервые еще в 1993 году. После запрещения АВН эту идею подхватила инициативная группа по проведению референдума «За ответственную власть» (ИГПР ЗОВ), которую также возглавлял господин Мухин. Активисты намеревались включить в Конституцию РФ новую статью, предусматривающую оценку народом деятельности Совета федерации, Госдумы, президента и премьер-министра. Идея, в частности, заключалась в том, чтобы после окончания срока полномочий руководители страны представали перед «народным судом», который бы оценивал их заслуги и в случае негативной оценки выбирал для них меру наказания за невыполненные предвыборные обещания.
По мнению следователей, цели и задачи ИГПР ЗОВ ничем не отличались от тех, которые имела запрещенная АВН. В частности, следствие считает, что истинной задачей организации было «расшатывание политической обстановки в РФ». В 2014 году инициативная группа начала подготовку референдума в Крыму, и в это время к ним под видом местного жителя внедрился оперативник. Летом 2015 года были задержаны и отправлены в СИЗО трое фигурантов дела, впоследствии господин Мухин был переведен под домашний арест. Четвертый — господин Барабаш был арестован в декабре того же года.
В случае с Александром Соколовым основным доказательством его причастности к деятельности ИГПР ЗОВ стал домен igpr.ru, на котором публиковались новости группы,— он был зарегистрирован на его домашний адрес. Сам господин Соколов связывал свое преследование с расследованиями «коррупционных потерь государства при реализации проектов госкорпораций “Роснано”, “Ростех”, “Олимпстрой” и “Росатом”».
«Если он сидит за какие-то разоблачения по поводу Восточного, если дело только в этом, безусловно, я помогу вашему изданию»,— заявил Владимир Путин. Спустя год представитель РБК снова задал господину Путину вопрос о судьбе журналиста. «Раз ничего не изменилось, значит, не все там так просто»,— ответил президент.
Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов подал в конце 2015 года жалобу господина Соколова в ЕСПЧ на его арест. Летом 2016 года ЕСПЧ коммуницировал (принял к рассмотрению) эту жалобу.