Досье
Руслана Муроджонзода и Анастасию Чистову приговорили к 10 месяцам колонии общего режима
Полное описание
Руслан Муроджонзод (псевдоним — Руслан Бобиев), гражданин Таджикистана, блогер-пранкер, по его утверждениям, ранее был студентом МГУ, жил в Москве.
Анастасия Чистова (псевдоним — Ася Акимова), фотомодель, гражданка России, жила в Москве, вела свой блог в «Инстаграм».
Приговорены к 10 месяцам колонии общего режима по ч. 1 ст. 148 УК РФ («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих»). Под стражей с 29 октября 2021 года.
Описание дела
29 сентября 2021 года Бобиев выложил фотографию в своем аккаунте в социальной сети «Инстаграмм». На ней на фоне Собора Василия Блаженного одетая в куртку с надписью «Полиция» Чистова, будучи снята со спины, присела перед стоящим лицом к объективу Бобиевым. Композиция кадра вызывает ассоциации с актом орального секса. Фото сопровождал комментарий: «Трудовой кодекс — не Уголовный, можно и нарушить».
Публикация вызвала резонанс в социальных сетях, по сообщениям СМИ пользователи стали массово жаловаться на публикацию, заявляя об оскорблении чувств верующих.
30 сентября 2021 года Руслан Бобиев был задержан сотрудниками полиции. В отношении него составили протоколы об административных правонарушениях: по ст. 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») и 18.8 («Нарушение правил въезда в РФ») КоАП РФ.
Издание РИА Новости опубликовало видео, где блогер, судя по всему, сидя в полицейской машине, на камеру извинился за снимок на фоне храма. Он со слезами на глазах пообещал таких фотосессий впредь не проводить.
Чистову также привлекли к административной ответственности по двум статьям — 19.3 и 17.12 («Незаконное ношение форменной одежды») КоАП РФ.
Замоскворецкий районный суд города Москвы 30 сентября 2021 назначил обоим наказание 10 суток ареста, а также постановил по окончанию срока выдворить Бобиева из России.
1 октября 2021 года телеведущий Владимир Соловьёв, заявив о «глубоком уважении к народу Таджикистана», обвинил Бобиева в «разжигании ненависти к таджикам». С публичными выражениями возмущения и требованиями наказания Бобиева выступали и многие другие публичные фигуры провластных взглядов.
Уже 2 октября 2021 года стало известно о том, что отдел Следственного Комитета РФ по Тверскому району Москвы возбудил по факту публикации фото уголовное дело об оскорблении чувств верующих по ст. 148 УК РФ. 13 октября 2021 года уголовное дело было передано в суд.
29 октября 2021 года прокурор запросил для обвиняемых 10 месяцев колонии общего режима. В тот же день мировая судья участка № 370 ЦАО Екатерина Казакова вынесла приговор, которым назначила обоим наказание по 10 месяцев колонии общего режима.
Основания признания политзаключёнными
Перфоманс устроенный Русланом и Анастасией, может, вероятно, быть оценён как неуместный и провокационный, однако, в их действиях трудно найти состав преступления как в связи с органическими недостатками самой нормы ч. 1 ст. 148 УК, так и в связи с вопиющими дефектами квалификации действий осужденных.
Как отмечалось в докладе ПЦ «Мемориал», «данная норма не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности, поскольку и явное неуважение к обществу, и цель оскорбления религиозных чувств, на практике приписываемая публичным действиям просто на основании того, что постфактум находятся лица, заявляющие о том, что их религиозные чувства были оскорблены, имеют явно неопределённый и оценочный характер. На их основании невозможно понять, какое именно поведение окажется впоследствии противоправным и, более того, преступным».
Эта статья УК фактически вступает в противоречие с нормами ст. 14, утверждающей светский характер российского государства, и ст. 28 и 29 Конституции РФ, закрепляющими свободу совести и слова. Широкие и неопределённые ограничения, устанавливаемые ст. 148 УК, выходят далеко за рамки установленных в Конституции запретов пропаганды или агитации, возбуждающих религиозную ненависть и вражду и пропаганды религиозного превосходства и не служат интересам, в которых, согласно ч.2 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, могут быть установлены ограничения и санкции. Тем более, нет никаких оснований считать, что подобные ограничения необходимы в демократическом обществе.
В конкретном деле Бобиева и Чистовой все указанные недостатки правовой нормы ярко проявились. Молодые люди сфотографировались в публичном месте, не относящемся и даже не прилегающем к религиозному объекту, на расстоянии несколько сотен метров от Собора Василия Блаженного, видного на заднем плане. Молодые люди никак не мешали верующим, которые могли направляться в это время в храм или из храма, не навязывали себя им.
Вероятно, они выбрали для съёмки время, когда в этом обычно людном месте никого нет. По крайней мере, на снимке, сделанном в тёмное время суток, отсутствуют иные лица, а ни один человек не заявил об оскорблении своих религиозных чувств и иных нарушениях общественного порядка в связи со съёмкой. Все претензии связаны исключительно с публикацией снимка в аккаунте Бобиева. Просмотр этого снимка, который надо было предварительно найти, являлся добровольным выбором просматривающих, никто из тех, кто заявил об оскорблении своих чувств, не был принуждён его рассматривать. Фактически в такой ситуации основанием для преследования стали не сами фактические действия осужденных на Большом Москворецком мосту, а наличие в кадре одновременно молодых людей в позах, вызывающих сексуальные ассоциации, и храма. Таким образом, суть обвинения в реальности сводится к богохульству, что явным образом противоречит и светскому характеру российского государства, и международным обязательствам нашей страны.
Объективно же выстраивание и фотосъёмка композиции фигур, в которой женщина стоит на коленях перед мужчиной, могут, вероятно, расцениваться как неэтичное или не слишком приличное действие, не образующее, однако, состава какого бы то ни было правонарушения. Умысел Бобиева и Чистовой на оскорбление чувств верующих не доказан, более того, нет никаких оснований утверждать, что они имели такой умысел. В то же время формулировка нормы закона не давала им возможности заранее предвидеть, что их действия могут быть впоследствии квалифицированы как преступление.
Мы полагаем, что уголовное преследование Бобиева и Чистовой связано, с одной стороны, с настойчивым подведением идеологической базы консервативных «традиционных ценностей» под установившийся в стране режим и укладывается в русло тенденции идеологически окрашенных репрессий против лиц, якобы посягающих на сакральные символы, как военно-государственного, так и религиозного толка. С другой стороны, их преследование, как нам представляется вызвано намерением представителей власти показательно наказать молодых людей за действия, символически оскорбляющие правоохранительные органы (на Чистовой была форменная куртка полиции) – мы наблюдаем усилия по приданию этим представителям государства неприкасаемого статуса, проявляющиеся и в других делах.
Уголовное преследование, а тем более лишение свободы Чистовой и Бобиева, явно неадекватны незначительности их поступка, не представляющего, в силу положений ст. 14 УК РФ, общественной опасности и поэтому не подлежащему квалификации как преступление, даже если бы в их действиях можно было бы формально усмотреть состав преступления.
Мы полагаем, что Руслан Бобиев (Муроджонзод) и Анастасия Чистова лишены свободы по политическим мотивам, с целью упрочения власти субъектами властных полномочий в отсутствие в их действие состава преступления с нарушением права на справедливый суд , а также иных прав и свобод, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Адвокат Анастасии Чистовой — Помелова Юлия Александрова
Как помочь
Интернет-кошелёк Ю-money Фонда помощи политзаключённым Союза солидарности с политзаключёнными 410011205892134:
http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html
Ссылки на публикации в СМИ:
Российская Газета. Блогер Бобиев получил 10 месяцев за скандальную съемку у храма Василия Блаженного // http://rg.ru/2021/10/29/bloger-bobiev-poluchil-10-mesiacev-kolonii-za-skandalnuiu-semku-u-hrama.html
Эхо Москвы. Суд в Москве вынес приговор с реальным сроком по делу об оскорблении чувств верующих // http://echo.msk.ru/news/2927566-echo.html
Радио Свобода. Для блогера и модели запросили по 10 месяцев колонии за фото на фоне храма // http://svoboda.org/a/dlya-blogera-i-modeli-zaprosili-po-10-mesyatsev-kolonii-za-foto-na-fone-hrama/31534279.html
Дата обновления справки: 18.04.2022 г.