Досье

Уфимское дело 3 о членстве в запрещённой «Хизб ут-Тахрир»

Мусульмане из Уфы Радик Талипов, Тимур Хабибуллин и Фарит Харисов признаны виновными в создании ячейки запрещённой «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Лишены свободы с 22 июня 2021 года.

Полное описание

Харисов Фарит Кабирович, родился 31 декабря 1983 года, жил в городе Уфе Республики Башкортостан. По обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности организации, признанной террористической в соответствии с законодательством РФ», до пожизненного лишения свободы), приговорён к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Лишён свободы с 22 июня 2021 года.

Хабибуллин Тимур Магафурович, родился 13 ноября 1987 года, жил в городе Уфе Республики Башкортостан. Женат, имеет пятерых малолетних детей 2013, 2014, 2016, 2019 и 2021 г. р. По обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности организации, признанной террористической в соответствии с законодательством РФ», до 20 лет лишения свободы), приговорён к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Лишён свободы с 22 июня 2021 года.

Талипов Радик Азаматович, родился 5 апреля 1994 года, жил в городе Уфе Республики Башкортостан. По обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности организации, признанной террористической в соответствии с законодательством РФ», до 20 лет лишения свободы), приговорён к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Лишён свободы с 22 июня 2021 года.

Описание дела

По версии следствия, Фарит Харисов, являясь организатором и руководителем ячейки организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») (далее – ХТ), действующей на территории Уфы, с соблюдением мер конспирации организовывал по месту своего жительства и местам жительства иных участников организации проведение нелегальных собраний по изучению основ идеологии ХТ, а также «чаепитий», в ходе которых коллективно обсуждалась литература, изданная ХТ, цели и задачи ХТ, направленные на установление мирового господства радикальной формы ислама и создание в Российской Федерации единого исламского государства «Всемирный Халифат», координировал деятельность других участников ячейки. Кроме того, «умышленно хранил» в своём жилище экстремистские материалы, изданные ХТ. Таким образом, согласно обвинительному заключению, Харисов совершил преступление «организация деятельности террористической организации», предусмотренное ч. 1 ст. 205.5 УК РФ.

Тимур Хабибуллин и Радик Талипов обвиняются в том, что, вступив в разные годы в организацию ХТ, признанную в РФ террористической, «умышленно участвовали» в её деятельности в разные периоды с 2015 года по 2021 год. А именно, совместно с другими лицами «принимали участие в религиозных мероприятиях «халакат», «чаепитиях», в ходе которых коллективно изучалась литература, изданная ХТ, цели и задачи ХТ, направленные на установление мирового господства радикальной формы ислама и создание в Российской Федерации единого исламского государства «Всемирный Халифат». «По поручению Харисова проводили беседы с местным населением, с целью распространения идеологии ХТ, осуществляли поиск новых лиц, с целью их вовлечения в ХТ, а также совершали иные действия в пользу ХТ». Таким образом, согласно обвинительному заключению, Хабибуллин и Талипов совершили преступление «участие в деятельности террористической организации» предусмотренное ч. 2 ст. 205.5 УК РФ.

Доказательствами вины всех обвиняемых, по мнению следствия, являются показания одних и тех же свидетелей, заключения экспертиз.

Согласно показаниям свидетеля Файзулина, он принял ислам в 2011 году. В 2013 году в одной из мечетей Уфы он познакомился с мусульманами, которые вовлекли его в ХТ. В 2013 году он начал обучение в ХТ. В 2017 году его «мушрифом» (учителем) стал Харисов. Вместе с ним под руководством Харисова обучался Талипов. Под руководством Харисова на занятиях они изучали литературу ХТ. «Кроме того, Харисов говорил им о необходимости создания Исламского государства – Халифат, делать «дагват» людям, т.е. призывать их в ислам, а по сути, в ХТ. Также Харисов говорил им о необходимости соблюдать конспирацию». 20 июня 2021 года он обратился в органы МВД с заявлением об отказе от участия в ХТ. 8 сентября 2022 года в отношении него вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Показания свидетеля Баширова, сходные с показаниями Файзулина. Он в 2006 году заинтересовался исламом, с 2007 года, на занятиях изучал литературу ХТ, принимал участие в мероприятиях «уфимской ячейки» ХТ, где познакомился с указанными лицами. На встречах, проходивших «в формате чаепития, дружеской встречи», они обсуждали различные религиозные вопросы, вопросы имеющие отношение к ХТ, а также вовлекали людей в указанную организацию. В мае 2021 года в присутствии Хабибуллина, Талипова и Файзулина он сообщил Харисову об отказе от участия в ХТ. 8 сентября 2022 года в отношении него вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Показания свидетелей Нусратуллина, Гизатуллина, Сатаева и Наумова Антона, сходные с показаниями Файзулина и Баширова. Они также заинтересовались исламом, оказались вовлечены в деятельность ХТ, познакомились с обвиняемыми в ходе встреч ХТ, затем отказались от участия в деятельности ХТ, осознав её незаконный и негативный характер.

Показания свидетелей Усманова иНаумова Артёма, осужденных в 2019 году по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, сходные с показаниями свидетелей выше. Они также заинтересовались исламом, оказались вовлечены в деятельность ХТ, познакомились с обвиняемыми в ходе встреч ХТ.

Согласно показаниям свидетелей Аделгареева, Беланчука, Сафина, Байкова, Габитова и Базикеева, они заинтересовались исламом, были приглашены на встречи, проходившие «в формате чаепития», на которых присутствовали обвиняемые и обсуждались различные религиозные вопросы, вопросы, имеющие отношение к ХТ, а также приглашённых вовлекали в деятельность ХТ. Они членами ХТ никогда не являлись.

Показания всех перечисленных выше свидетелей изобилуют деталями описания деятельности ХТ – специфическими названиями «позиций» и видов активностей в ХТ, объяснениями, как устроено функционирование организации, как происходит вербовка и т.д.

Показания свидетеля Шамсиева, сотрудника УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Он показал, что в ходе различных мероприятий получил подтверждение информации о причастности обвиняемых к деятельности и организации работы ХТ. Он так же подробно описал структуру и программу действий ХТ. Также он отметил, что Харисов, Хабибуллин и Талипов «во время сборов изучали литературу, изданную ХТ, обсуждали политическую ситуацию в стране и мире, а также строили планы о проведении «дагвата» по увеличению численности ХТ».

Заключение экспертизы литературы и аудиозаписей встреч ХТ, предоставленных следствием. Согласно этому заключению, в записанных разговорах имеются словесные конструкции и высказывания, содержащие указания на тематическую принадлежность к ХТ, содержатся лингвистические и психологические признаки вовлечения лица к участию в деятельности ХТ, имеются лингвистические и психологические признаки, направленные на признание идеологии и практики ХТ правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Все трое обвиняемых были задержаны 22 июня 2021 года. Кировским районным судом Уфы 23 июня 2021 года им была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая затем неоднократно продлевалась.

Обвинительное заключение подготовлено старшим следователем следственного отдела УФСБ России по Республике Башкортостан Р.А. Ямалетдиновым, направлено в прокуратуру 26 сентября 2022 года.

Основания признания политзаключёнными

В уголовном деле «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется террористической организацией – в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года.

Однако ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследованных в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада». По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.

В указанном решении ВС РФ № ГКПИ 03-116 деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется её цель – создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет её деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного Суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно, а следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.

Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещённые на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих её международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, её деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.

Мы полагаем, что Фарит Харисов, Тимур Хабибуллин и Радик Талипов лишены свободы с нарушениями международного и российского права.

В данном деле, как и в других известных нам делах о причастности к ХТ, обвиняемым не вменялась подготовка теракта или озвучивание террористических угроз. Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки и боеприпасов. Им всем вменяется именно организация и участие в активностях ХТ, никак не связанных с насильственными действиями, – встречах, чаепитиях, обсуждениях литературы и так далее.

Примечательно, что обвинение построено, в частности, на свидетельских показаниях, данных лицами, согласно фабуле обвинения, вовлечёнными ранее в деятельность ХТ, но затем отказавшимися от участия в ней. При этом один из этих свидетелей, был задержан одновременно с обвиняемыми, а затем уголовное дело в отношении него не было возбуждено. Другой свидетель теоретически мог быть так же привлечён к уголовной ответственности, но не был. Представляется, что непривлечение двоих свидетелей за действия, сходные с действиями обвиняемых, с большой вероятностью является причиной дачи ими показаний в качестве свидетелей обвинения. Такие показания, данные с целью избежать уголовной ответственности, сложно считать объективными и достоверными.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», указано, что ответственность по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ наступает за организацию деятельности террористической организации, состоящую в действиях организационного характера. Таким образом, по мнению суда, одного лишь признания организации террористической достаточно для криминализации таких вполне законных действий её сторонников, как распространение религиозных идей, привлечение последователей и обсуждение политических событий.

Мы не согласны с такой позицией. Встречи участников ХТ, описанные обвинением, проводились с вполне легитимной целью распространения идей и обсуждения проблем среди единоверцев, изучения норм ислама, они не были направлены на организацию террористической деятельности. Никаких доказательств обратного в деле Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова нет.

Напомним, что ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Более 15 лет «Мемориал» наблюдал за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел, связанных с ХТ, сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (сотни осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу тематической Программы ликвидированного ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что преследование Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова политически мотивировано, связано с религиозными убеждениями обвиняемых. Происходит в рамках постоянной кампании против мусульман, отклонившихся от линии лояльного российским властям Духовного управления мусульман России. Осуществляется субъектами власти с целью упрочения властных полномочий. Лишение свободы применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, исключительно из-за их ненасильственного осуществления свободы совести, гарантированной Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в условиях отсутствия состава преступления.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», признаёт Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова политическими заключёнными и требует их немедленного освобождения.

Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Независимого правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Адвокаты: Олеся Степанова, Шамиль Харисов, Эдуард Минибаев.

Как помочь

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.

Ссылки на публикации в СМИ:

ОВД-Инфо. «В Уфе ФСБ задержала шесть человек после обысков. Предположительно, по делу «Хизб ут-Тахрир» // http://ovd.news/express-news/2021/06/22/v-ufe-fsb-zaderzhala-shest-chelovek-posle-obyskov-predpolozhitelno-po-delu

ОВД-Инфо. «В Уфе отправили под стражу троих задержанных по делу о террористической организации» // http://ovd.news/express-news/2021/06/23/v-ufe-otpravili-pod-strazhu-troih-zaderzhannyh-po-delu-o-terroristicheskoy

Дата обновления справки: 12.07.2023 г.

Новости по теме

12 Июл, 2023 | 22:34

Троим фигурантам «Уфимского дела» об участии в «Хизб ут-Тахрир» вынесли приговор

16 Янв, 2023 | 15:33

Мы считаем политзаключёнными троих жителей Уфы, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир»

23 Июн, 2021 | 12:15

В Уфе прошли задержания, по предварительной информации, связанные с делом «Хизб ут-Тахрир»

  • Преследуемый по политическим мотивам
    Талипов Радик Азаматович
    Подробнее
  • Преследуемый по политическим мотивам
    Хабибуллин Тимур Магафурович
    Подробнее
  • Преследуемый по политическим мотивам
    Харисов Фарит Кабирович
    Подробнее