Бердюгин Данил Александрович
Бердюгин Данил Александрович
Бердюгин Данил Александрович родился 9 декабря 2003 года, житель села Берёзовка Новосибирского района Новосибирской области, студент II курса Новосибирского медицинского колледжа. 3 августа 2023 года приговорён по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 322 («Покушение на незаконное пересечение границы») и ч. 1 ст. 30, ст. 275 («Приготовление к совершению государственной измены») УК РФ к 6 годам лишения свободы в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год. Лишён свободы предположительно 23 октября 2022 года.
Полное описание
Как следует из информации, доступной в СМИ, Данил Бердюгин был задержан в октябре 2022 года, на тот момент ему было 18 лет. По версии следствия, Бердюгин «совершил переход на сторону противника, не доведённый до конца по независящим от него обстоятельствам». Также он совершил «покушение на пересечение Государственной границы Российской Федерации без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ». Бердюгина обвинили в приготовлении к государственной измене ( ч. 1, ст. 30, ст. 275 УК РФ) и в покушении на незаконное пересечение границы (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 322).
Материалы по этому уголовному делу, включая приговор, засекречены, поэтому мы опираемся только на доступную в Интернете информацию.
Известные из СМИ обстоятельства данного уголовного дела таковы. 20 октября 2022 года Данил Бердюгин сел на электричку до Новосибирска, на которой он обычно добирался до медицинского колледжа, в котором он учился. Не сообщив родителям о своих планах, вместо колледжа в тот день он продолжил свой путь, пересев на поезд до Москвы. По словам матери Данила Юлии, уже в дороге он сообщил ей, что намерен отправиться «на фронт помогать раненым».
Юлия считала, что на самом деле он хотел встретиться в Украине со своей подругой, но не стал говорить об этом родителям. С девушкой из Киева Данил познакомился в онлайн-игре примерно за два года до задержания, в 2020 году. Между ними возникла дружба, они тесно общались онлайн. После начала полномасштабного вторжения России в Украину они, разумеется, обсуждали и войну.
24 октября домой к Бердюгиным пришёл сотрудник новосибирского управления ФСБ и сообщил, что Данила задержали на вокзале в Курске. Сотрудник взял с родителей объяснение по этому поводу. Мать Данила говорила, что даже «обрадовалась» этому, так как подумала, что сейчас «ребёнка вернут домой, проведут с ним беседу, <…> что нельзя туда [в Украину] ехать».
На следующий день, 25 октября 2022 года судья Ленинского районного города Курска Умеренкова Екатерина Николаевна арестовала Бердюгина на 12 суток, признав виновным в нарушении ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Бердюгина обвинили в том, что он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отказался проехать в Областную наркологическую больницу для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, тем самым он оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
7 ноября 2022 года, сразу после отбывания первого ареста, судья Ленинского районного города Курска Аверинова Анна Дмитриевна снова арестовала Бердюгина на 15 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Сразу после завершения срока второго ареста, 21 ноября 2022 года судья Ленинского районного суда Курска Великих Александр Александрович в третий раз арестовал Данила Бердюгина на 13 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за аналогичное правонарушение.
По всей видимости, сразу по завершении третьего ареста или в его процессе Бердюгину было предъявлено обвинение в совершении преступления по уголовным статьям и он был помещён в СИЗО. 1 декабря 2022 года из письма Данила его родители узнали, что он находится в СИЗО-1 Курска по обвинению в госизмене.
В середине января 2023 года дома у Бердюгиных провели обыск — «потребовали выдать все документы, “связанные с Украиной”, оружие и деньги». В ходе обыска оперативники осмотрели комнаты, подпол, проверили электронную технику, но ничего не нашли.
Во время следствия интересы Данила представлял адвокат по назначению, который отговорил его мать Юлию от идеи поехать в Курск на свидание с сыном. От приглашения адвоката по соглашению её отговорил уже следователь: «[Следователь ФСБ] сказал нам, что нет смысла нанимать своего адвоката. “Такая статья, — говорит, — вам никто не поможет, хоть какие деньги потратите”».
Суть обвинения неизвестна, так как дело было засекречено. По словам матери Бердюгина, сотрудники ФСБ сказали ей, что обнаружили в изъятом у Данила ноутбуке «заявку в какой-то легион» — очевидно, имеется в виду Легион «Свобода России».
Дело Данила Бердюгина было рассмотрено Курским областным судом за восемь дней, слушание началось 26 июля 2023 года. 3 августа 2023 года коллегия Курского областного суда под председательством Сошникова Максима Вячеславовича приговорила Данила Бердюгина к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год. На момент вынесения приговора Данилу Бердюгину было 19 лет.
Основания признания политзаключённым
В связи с засекреченностью дела неизвестно, что происходило на суде, как неизвестно и какие именно действия стали основанием для обвинения Данила Бердюгина в покушении на пересечение границы и приготовление к совершению государственной измены.
На основании косвенных признаков — слов матери Бердюгина о том, что ей устно сообщили в разговоре сотрудники ФСБ — можно предположить, что в рамках ст. 275 УК РФ Бердюгину было вменено приготовление к переходу на сторону противника за намерение поехать на Украину и вступить там в Легион «Свобода России», поскольку в его компьютере была найдена анкета для вступления в «какой-то легион». К тому же Бердюгину вменяют покушение на незаконное пересечение границы. Таким образом, мы построим свой анализ на предположении, что по статье о госизмене молодого человека обвинили именно в приготовлении к переходу на сторону противника за попытку вступить в Легион «Свобода России».
Участие россиян в военных действиях на стороне Украины и в легионе «Свобода России»
2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. В 1946 году Международный военный трибунал постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». Ст. 51 Устава ООН подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение» на независимое государство. Таким образом, с точки зрения международного права военные действия РФ против Украины незаконны и преступны, а действия Украины по защите от агрессии — законны и обоснованы.
При этом, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы и имеют приоритет в случае противоречия с национальным правом. Это означает, что и с точки зрения российского права участие в защите Украины от агрессии является правомерным и ненаказуемым действием.
Исходя из этого, по нашему мнению, участие иностранных граждан (включая россиян) в военных действиях на стороне Украины или призывы к таким действиям тоже не должны признаваться преступлением — в случае, если это участие соответствует ряду условий, также установленных международным правом. В соответствии с ним, единственной запрещённой формой участия иностранца в боевых действиях является наёмничество, критерии которого определяет Международная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников от 4 декабря 1989 года и протоколы к ней. Участники Легиона «Свобода России» под эти критерии не подпадают. Во-первых, согласно этой конвенции, наёмники не входят в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте. В то же время, участники Легиона «Свобода России» входят в личный состав ВСУ, поскольку Легион подчиняется Министерству обороны Украины и входит в состав в Интернационального легиона Главного управления разведки (ГУР). Кроме того, нет никаких оснований полагать, что люди, вступающие в Легион «Свобода России» руководствуются при этом желанием получить материальную выгоду (в таком случае им, очевидно, проще бы было воевать в составе ВС РФ). Гораздо более вероятным представляется, что граждане РФ, несмотря на угрозу преследования стремящиеся вступить в Легион «Свобода России», мотивированы своими взглядами, действуют в соответствии со своими личными оценками политики российского правительства и убеждением в важности личного участия в защите Украины от агрессии. Наконец, нет никаких оснований полагать, что они получают материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение других военнослужащих ВСУ.
История знает немало примеров того, как тысячи добровольцев из разных стран принимали участие в вооружённых конфликтах на стороне, которую считали правой в случае нападения на неё превосходящих сил агрессора, и такой выбор может признаваться справедливым и приветствуемым.
При этом, согласно ст. 16 Женевской Конвенции III, с учётом положений Конвенции, касающихся звания и пола, «держащая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и всем другим причинам, основанным на аналогичных критериях».
Этот принцип запрета дискриминации относится и к критерию гражданства. Так, ст. 4 Женевской Конвенции III закрепляет перечень категорий лиц, которые могут считаться военнопленными в случае попадания во власть неприятеля. Требований к гражданству пленённых лиц эта норма не устанавливает. Сама по себе принадлежность таких лиц к личному составу вооружённых сил стороны конфликта, включая личный состав добровольческих отрядов, даёт основания для того, чтобы рассматривать их как военнопленных.
Хотя позиции судебных органов разных стран по этому вопросу не полностью однозначны, мы полагаем, что — особенно применительно к конкретной войне, агрессивной со стороны Российской Федерации и правомерной со стороны защищающейся от агрессии Украины, — можно обоснованно сделать вывод о том, что если бы Бердюгин действительно попал в Легион «Свобода России» и оказался бы в плену, он не подлежал бы ответственности за сам факт участия в боевых действиях. Эти выводы никак не меняет тот факт, что Бердюгину не удалось фактически вступить в ВСУ и поучаствовать в боевых действиях. Очевидно, что наказание за приготовление к деянию, которое, будучи завершённым, не должно было бы рассматриваться как преступление, не отвечает принципу справедливости и здравому смыслу.
Таким образом, мы полагаем, что ни само по себе участие гражданина России в защите Украины от российской агрессии, ни приготовление к такому участию не являются основанием для уголовного преследования, в частности, по ст. 275 УК РФ.
В то же время, сам факт наличия у Данила Бердюгина намерения именно принять участие в боевых действиях на стороне Украины, а не просто покинуть Россию даже и с целью поехать в Украину, вызывает сомнения, которые должны толковаться в пользу обвиняемого.
Что касается обвинения в ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 322 УК РФ («Покушение на незаконное пересечение государственной границы РФ»), то, вне зависимости от его обоснованности, наказание по этой статье не могло составить больше полутора лет. Мы не знаем, какое наказание было назначено Бердюгину в связи именно с этим обвинением, но в любом случае он уже отбыл его к моменту публикации настоящей справки.
Иные обстоятельства дела
Обвинению Бердюгина по уголовному делу предшествовали «карусельные аресты» — практика, которая используется правоохранительными органами как альтернатива заключению под стражу в СИЗО в том случае, когда на человека ещё не заведено уголовное дело: в отношении находящегося в активной оперативной разработке и де-факто подозреваемого лица фабрикуют несколько дел об административных правонарушениях подряд и на этом основании удерживают его в спецприёмнике. В последние годы такой метод активно используется в преследованиях по политическим делам.
Юрист правозащитного проекта «Первый отдел» Евгений Смирнов считает, что у «карусели» арестов могут быть разные цели. Одна из них — склонить к признательным показаниям. Вторая — «зафиксировать человека» и потянуть время до того момента, когда будет собрано достаточно фактуры для возбуждения уголовного дела. Административный арест в этом случае очень удобен: силовики имеют право изымать у «подозреваемого» телефон, проводить осмотр жилья (по факту — обыск) и «опрашивать» самого человека и его близких. «То есть они готовятся к уголовному делу и одновременно давят на человека, стараются сломить волю», — говорит Смирнов.
Известны случаи применения «карусельных арестов» в отношении Александра Крайчика, Ление Умеровой, Николая Онука и многих других. Это только единичные примеры из практики, которая получает всё более широкое распространение.
Ещё одно важное обстоятельство преследования Бердюгина — его антивоенная позиция. 6 марта 2022 года молодого человека задержали на антивоенной акции в центре Новосибирска, после проверки документов в отделении полиции его отпустили. В СМИ указано, что после начала войны на странице Данила в VK стали появляться проукраинские публикации, а также он поставил подпись под антивоенной петицией выпускников Новосибирского государственного университета (НГУ).
Закрытие процесса
В настоящее время дела о госизмене практически всегда рассматриваются в закрытом режиме, тогда как закон не содержит такого положения.
При этом ст. 123 Конституции РФ гласит: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Подобный подход полностью согласуется с положениями Европейской конвенции по правам человека. В п. 1 ст. 6 этого документа говорится о праве человека на публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом. Там же указано, что судебное заседание или его часть могут быть закрыты для публики только когда это «строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».
В своих решениях Европейский суд полнее раскрывает этот принцип. Например, в деле «Претто и другие против Италии» указано: «Публичный характер судопроизводства, о котором говорится в п. 1. ст. 6, защищает тяжущихся от тайного отправления правосудия вне контроля со стороны общественности; он служит одним из способов обеспечения доверия к судам, как высшим, так и низшим. Сделав отправление правосудия прозрачным, он содействует достижению целей п. 1 ст. 6, а именно справедливости судебного разбирательства, гарантия которого является одним из основополагающих принципов всякого демократического общества».
Ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ ограничивает причины, по которым суд может принять решение о проведении закрытого судебного разбирательства. «Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершённых лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности <…>; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства».
При этом «в определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение». Нам неизвестно, на каком основании суд проводил рассмотрение дела Данила Бердюгина в закрытом режиме и были ли они озвучены на судебном заседании.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый» находит, что уголовное дело против Данила Бердюгина является политически мотивированным, направленным на устрашение общества в целом, то есть упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Уголовное преследование и лишение свободы было применено к нему в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Данила Бердюгина политическим заключённым и требует прекратить его уголовное преследование по ст. 275 УК РФ.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Публикации в СМИ:
3 августа 2023 года. The New Times. Новосибирца Данила Бердюгина приговорили к шести годам за «госизмену»
5 августа 2023 года. Сибирь.Реалии. «Показательная казнь». Как общавшегося с украинкой студента осудили за госизмену
Дата обновления справки: 31.03.2025 г.