Буров Анатолий Валентинович
Буров Анатолий Валентинович
Буров Анатолий Валентинович родился 16 января 1977 года, житель Вологды, политический и гражданский активист. 29 мая 2024 года по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, совершённые с использованием сети “Интернет”») приговорён к 5 годам колонии общего режима. Лишён свободы с 25 октября 2023 года.
Полное описание
По версии обвинения, 27 мая 2023 года Анатолий Буров, «испытывая недовольство действующей властью и проводимой политикой, в частности проведением Вооружёнными Силами Российской Федерации специальной военной операции и деятельностью Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, поддерживая Вооружённые силы Украины», имея умысел на «оправдание, одобрение насильственных действий неограниченно широким кругом лиц <…> к совершению посягательства на жизнь Президента Российской Федерации Путина В.В., в целях прекращения его государственной и политической деятельности» разместил в Теlegram несколько публикаций, в том числе — ссылку на видеозапись, которая «оправдывает терроризм и содержит призывы к осуществлению террористической деятельности». Под ссылкой при этом, как утверждает следствие, был размещён следующий текст (фрагмент анонса Youtube-ролика): «Лживый тиран с руками по локоть в крови. Сейчас всё, как дурной сказке, упирается в существование одного злого волшебника. Может, когда-то этот мрак рассеется и люди почувствуют прозрение: “Оказыва…’”».
Согласно приобщённым к материалам дела показаниям специалиста Соколова В.А. от 2 октября 2023 года, в видеролике, размещённом Буровым, он обнаружил «высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям, в том числе смерти, либо причинению вреда жизни и здоровью Президента Российской Федерации Путина В.В., высказывания, выражающие значение правильности, необходимости поддержки, подражания насильственным действиям, связанным с причинением смерти, либо причинением вреда жизни и здоровью по отношению к определённому лицу — Президенту Российской Федерации Путину В.В».
Видеоролик, размещённый Анатолием Буровым в Telegram-канале «Вологда Протест», представляет собой смонтированный фрагмент из последнего слова в суде политзаключённого Михаила Кригера и его же ответа из «клетки» в суде на вопрос журналиста. Судя по логотипу, ролик смонтирован и размещён изданием «Радио Свобода».
25 октября 2023 года Анатолий Буров был задержан у себя дома, по его словам, к нему было применено физическое насилие, после чего в квартире был проведён обыск. «Они меня попинали, перевернули всё вверх дном», — писал мужчина в письме из СИЗО, куда его отправил 26 октября Вологодский городской суд.
Дело возбудил следователь следственного отделения УФСБ России по Вологодской области лейтенант Мохирев М.Д.
9 апреля 2024 года дело по обвинению Анатолия Бурова поступило в 1-й Западный Окружной военный суд. 29 мая 2024 года судья Лашкевич Алексей Алексеевич приговорил Анатолия Бурова к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Своей вины Анатолий Буров не признал. Приговор был обжалован стороной защиты. 25 сентября 2024 года судья Апелляционного военного суда Пересада Александр Николаевич оставил его без изменения.
Основания признания политзаключённым
Обвинение по статье о призывах к терроризму и его оправдании
Анатолий Буров привлечён к ответственности за размещение в Telegram-канале «Вологда Протест» видеоролика, опубликованного изданием «Радио Свобода». Ролик содержит фрагменты из последнего слова в суде гражданского активиста и правозащитника Михаила Кригера, осуждённого по статьям о публичном оправдании терроризма и возбуждении ненависти в отношении социальной группы, и его комментария для СМИ. В нём Кригер произносит следующие слова: «Итак, меня обвиняют в том, что я позволил себе публично помечтать о путинском повешении. Да, я действительно мечтаю дожить до такого праздника. Я уверен, что наш диктатор так же заслуживает такой казни, как и другие преступники, которых вешали, например, по приговору Нюрнбергского трибунала. Такой же лживый тиран, присвоивший себе ничем не ограниченную власть, с руками по локоть в крови. Сейчас все, как в дурной сказке, упирается в существование одного злого волшебника, <…> но в конце концов и он не бессмертен».
Как пишет из СИЗО Анатолий Буров, сам он после задержания длительное время не знал, в чём его обвиняют, а видеоролик, лёгший в основу обвинения, ему продемонстрировали только в феврале 2024 года.
На наш взгляд, слова, произносимые Михаилом Кригером в этом видеоролике, не содержат ни оправдания терроризма, ни призывов к террористической деятельности. П. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» устанавливает, что «под идеологией и практикой терроризма понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных, насильственных действий». В то же время, в соответствии с примечанием 2 к ст. 205.2 УК РФ под террористической деятельностью подразумевается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ. Вопреки мнению следствия и эксперта, речь в видеоматериале не идёт о призывах к «совершению посягательства на жизнь Президента Российской Федерации Путина В. В., в целях прекращения его государственной и политической деятельности». Михаил Кригер говорит о казни, к которой, на его взгляд, неизбежно и заслуженно приговорит диктатора международный трибунал и до которой сам Кригер надеется дожить и о которой мечтает.
Именно поэтому Кригер употребляет именно термин «казнь». Согласно словарю Ушакова, казнь — это «высшая мера судебной кары». Террористические акты не являются и не могут являться результатом легальных судебных процессов, хоть следствие искусственно пытается привязать упоминаемую казнь к дефиниции ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность») — эти действия имеют совершенно различную правовую природу.
Разумеется, в настоящее время в России действует мораторий на смертную казнь, тем более не предполагается её исполнение через повешение. Однако стоит заметить, что в русской культуре образ виселицы всегда являлся символом максимально строгого наказания за грехи. Так, выражение «верёвка плачет» в соответствии с «Большим словарём русских поговорок» (Глухов, 1988) означает, что «кто-л. заслуживает строгого наказания». Впрочем, невозможно утверждать, что в неопределённом будущем (о котором идёт речь в тексте) законодательство, регламентирующее смертную казнь, не изменится либо же казнь будет проводиться в соответствии с законодательством иных государств. В любом случае, декларация намерения участвовать в исполнении приговора суда в случае, если такой приговор будет вынесен, не является преступной. Предъявление обвинения такого рода не основано на законе, а фактически направлено на сакрализацию образа Путина и защиту этого образа от любых посягательств.
Михаил Кригер проводит параллель с приговором Нюрнбергского трибунала, по приговору которого военные преступники были повешены, что, разумеется, не являлось и не признаётся мировой общественностью актом терроризма. Государственная и политическая деятельность повешенных на момент вынесения им трибуналом приговора уже была принудительно прекращена с капитуляцией нацистской Германии. Вынесение же приговора стало итогом судебного процесса с выявлением роли каждого из приговорённых в преступлениях нацистского режима и степени его индивидуальной вины и ответственности.
При этом следует отметить, что параллели, проводимые Михаилом Кригером, не являются безосновательными. 2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. При этом в 1946 году тот же Международный военный трибунал из восьми судей, что осудил нацистских преступников, постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». По широко распространённому мнению, которое мы разделяем, Владимир Путин является главным ответственным за это преступление. Кроме того, в ходе вторжения в Украину российские военные совершили и продолжают совершать огромное количество военных преступления — об этом свидетельствуют многочисленные данные и выводы независимых экспертов..
При этом за одно из военных преступлений уже может быть арестован сам Путин. 17 марта 2023 года Международным уголовным судом (МУС) в Гааге был выдан ордер на его арест. В отношении действующего президента России были выдвинуты обвинения в незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию в ходе вторжения России в Украину. Вероятно, в будущем Путину могут быть официально предъявлены и другие обвинения.
Невозможно предсказать, какой приговор будет вынесен Владимиру Путину по итогам рассмотрения его дела, коль скоро такое рассмотрение состоится, но из изложенного выше можно сделать вывод о том, что с точки зрения международного права Владимир Путин действительно является военным преступником и может быть предан суду за многочисленные преступления, совершённые им самим и российскими военнослужащими в рамках развязанной Путиным войны.
Следует также отметить, что помимо того, что в размещённом Анатолием Буровым обращении Михаила Кригера речь идёт не о террористическом акте, а об исполнении законно вынесенного приговора суда, Кригер также не «оправдывает» такое событие и никого к нему не призывает, а «мечтает» и «надеется дожить», — то есть указывает, что одобрит его, если этому событию доведётся случиться. При этом если оно и состоится, то по независящим от него причинам. В настоящее время Михаил Кригер находится в колонии, поскольку 7 мая 2023 года 2-й Западный окружной военный суд приговорил его к 7 годам колонии общего режима.
Также необходимо обратить внимание на тот факт, что видеоролик, за размещение которого привлечён к ответственности Анатолий Буров, не включён в перечень экстремистских материалов, а слова, произносимые в нём, приобрели публичность в результате легальной видеосъёмки и аудиозаписи в судебном заседании, в соответствии с ч. 4 ст. 241 УПК РФ.
Мы уже отмечали, что и Конституцией РФ, и Уголовно-процессуальным кодексом.
Нет никаких оснований полагать, что размещая видео, Буров мог и должен был полагать, что призывает к терроризму и вообще нарушает закон. Исходя из вышеизложенного, мы также полагаем, что такой необходимый элемент субъективной стороны преступления, как умысел, в действиях Бурова при размещении видеоролика отсутствовал. К ссылке на видеоролик «Радио Свобода» сам Буров никаких подписей не добавлял и не размещал: вопреки мнению следователя, последние слова подсудимых и их выступления в апелляционных заседаниях не должны становиться поводом для их нового уголовного преследования, равно как и для уголовного преступления иных лиц, поскольку такие выступления являются одной из форм осуществления ими права на защиту, предусмотренного Конституцией и УПК РФ.
Другие обстоятельства преследования
Сам Анатолий Буров имеет довольно богатую и разнообразную политическую биографию, а также противоречивые, а порой сомнительные националистические убеждения. Он несколько раз участвовал в местных выборах в Заксобрание области и Гордуму Вологды, был секретарём Вологодского горкома КПРФ.
Бурова уже преследовали в связи с его убеждениями. В 2021 году он был привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ («Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия»). По утверждению пресс-службы Вологодского городского суда, 29 января он опубликовал в VK видеообращение с призывом принять участие в митинге в поддержку политика Алексея Навального 31 января. Как утверждает пресс-служба, «затем 31 января общественный деятель пришёл на это мероприятие сам и принял в нём активное участие. При этом, согласно подсчётам правоохранительных органов, число участников митинга (их было более 365 человек) превысило предельную численность лиц, установленную для публичного мероприятия, уведомлять о проведении которого, согласно областному законодательству, не требуется». Своей вины вины Анатолий Буров не признал, 1 февраля 2021 года суд оштрафовал его на 20 тысяч рублей.
В мае того же 2021 года прокуратура завела на Бурова административное дело по ст. 20.3.1 КоАП РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»), также за посты в VK. Поводом стал материал проверки, который поступил в ведомство из Центра противодействия экстремизму. Тогда силовики исследовали страницу активиста в VK и обнаружили там несколько публикаций, в том числе: «Бойтесь разбудить русского», «Ориентировать левых на правый марш», «С горьким провалом праздника великой победы», «Жиды оккупировали Россию», «Наши, русские, предки, деды и прадеды, пустили их, сионистов, на землю нашу святую, плодородную». Экспертиза заключила, что в публикациях Бурова есть негативная оценка различных групп, объединённых по национальному признаку. Интересно, что экспертное заключение по поводу той публикации готовил тот же специалист Соколов, который допрашивался, а впоследствии выносил заключение по уголовному делу против Бурова.
В письме из СИЗО Анатолий Буров сообщил, что его дважды этапировали в психиатрические больницы для проведения экспертизы, жаловался на «карательную психиатрию» и пыточные условия, на ухудшение здоровья: зрения, зубов и нервов. Он просит также привлечь внимание к его уголовному делу.
Известно, что ст. 205.2 УК РФ зачастую используется властью не для предотвращения общественно опасных последствий, а для наказания инакомыслящих и лишения их возможности выражать свою оппозиционную точку зрения. Преступление по этой статье считается совершённым с момента высказывания. При этом не рассматривается, побудило ли это высказывание кого-то к реальным действиям, были ли последствия, хотя это должно учитываться при рассмотрении такого рода уголовных дел. Это в полном мере относится и к обвинениям против Бурова.
Нам представляется, что уголовное преследование Анатолия Бурова осуществляется с целью прекращения его оппозиционной деятельности, устрашения других противников войны, а также с целью имитации активности сотрудниками силовых структур для улучшения показателей, получения очередных званий и премий на волне «антитеррористической истерии», искусственно поддерживаемой в стране провластной пропагандой.
Мы осуждаем антисемитские и антииммигрантские высказывания Анатолия Бурова. Вместе с тем, в настоящее время мы не обнаружили в его высказываниях призывов к насильственным действиям по национальному и этническому признакам, что позволяет нам не применять к нему критерий исключения, предусмотренный п. b ст. 3.3 Руководства по определению понятия «политический заключённый», и признать его политическим заключённым.
Проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что данное уголовное дело является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение критики государственной власти и удержание власти субъектами властных полномочий. Приговор, связанный с лишением свободы, вынесен в отсутствие состава преступления и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Анатолия Бурова политическим заключённым и требует его немедленного освобождения и прекращения его уголовного преследования.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Адвокат: Сурмачёв Олег Григорьевич.
Дата обновления справки: 06.01.2024 г.