Чернецов Артём Викторович
Чернецов Артём Викторович
Чернецов Артём Викторович родился 22 февраля 1992 года, жил в Челябинске, оппозиционный активист социалистических взглядов. 15 марта 2018 года приговорён к 11 годам колонии колонии строгого режима по ч. 3 ст. 222 («Незаконный оборот оружия организованной группой»), ст. 228.1 («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») и ч. 1 ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества») УК РФ; по информации группы поддержки в апелляции срок незначительно снижен. Находится под стражей с июня 2016 года.
Включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает его признания политзаключённым. Равно включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Полное описание
Описание дела
В июне 2016 года в Челябинске были задержаны левые активисты и страйкболисты Артём Чернецов, Егор Петряков и ещё трое несовершеннолетних тех же политических взглядов. По информации левых информационных ресурсов, Чернецова обвинили в том, что якобы с августа 2012 года он был организатором «Народной социал-демократической политической группы» (НСДПГ) — «военного-спортивного клуба, использовавшегося в качестве прикрытия экстремистской ячейки» для «свержения и захвата действующей власти в Челябинской области», в которую привлекал новых членов, в том числе несовершеннолетних. Активисты НСДПГ в челябинском парке им. Гагарина якобы «обучались стрельбе, обращению с холодным оружием и взрывчатыми веществами» и «занимались физической и тактико-специальной подготовкой».
Версия обвинения утверждает, что в ходе тренировок «отрабатывались ситуации, в которых экстремистам пришлось бы вступать в уличное противостояние с полицией», а в ходе обысков у Чернецова и в схронах организации были найдены боевые патроны к огнестрельному оружию, гранаты, взрывчатка, военная амуниция, «материалы экстремистской направленности» и «атрибутика радикально-националистических организаций». Следствие называло Чернецова «лидером южноуральских анархо-синдикалистов». Непосредственно Чернецову была также инкриминирована причастность к сбыту наркотических средств, который, возможно, осуществлялся им якобы с целью финансирования НСДПГ.
После задержания Чернецов был отправлен в СИЗО, а согласившийся сотрудничать со следствием Петряков и несовершеннолетние якобы участники НСДПГ были освобождены под подписку о невыезде. Известно, что 17 июля 2017 года Центральный районный суд города Челябинска приговорил Петрякова к 4 годам 6 месяцам лишения свободы условно с 3 годами испытательного срока. Дело рассматривалось в особом порядке, Петрякову вменялись ч. 3 ст. 222 («Незаконный оборот оружия организованной группой»), ч. 2 ст. 282.1 («Участие в экстремистском сообществе») и ч. 1 ст. 282.3 («Финансирование экстремистской деятельности») УК РФ.
В СМИ сообщалось, что, по версии следствия, активист занимался в НСДПГ сбором денег и обмундирования — касок, формы, боеприпасов, а также создал сайт, с помощью которого «пропагандировал организацию революции». Также его обвиняли в том, что он вербовал людей в организацию во время личных встреч и лекций, а также путём раздачи в Челябинске листовок с лозунгом «Жуй буржуя».
15 марта 2018 года судья Тракторозаводского районного суда города Челябинска Колошина Юлия Константиновна приговорила Артёма Чернецова к 11 годам колонии строгого режима по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 222 («Незаконный оборот оружия организованной группой»), ст. 228.1 («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») и ч. 1 ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества») УК РФ. По информации группы поддержки в ходе апелляционного рассмотрения в Челябинском областном суде срок заключения Чернецова был незначительно снижен; ПЦ «Мемориал» не может подтвердить или опровергнуть эту информацию.
Признаки политической мотивированности преследования
Правозащитникам и левым активистам известно крайне мало о деле «Народной социал-демократической политической группы», из-за чего мы не готовы заявлять о полной или частичной невиновности Артёма Чернецова. Тем не менее, имеются определённые признаки того, что это дело может являться политически мотивированным.
По версии местных левых активистов, «молодые ребята из Челябинска, недовольные действующим режимом, решили объединиться в небольшую группу, назвавшись «Народной социал-демократической политической группой». Занимались спортом, играли в страйкбол, изучали экономику, политику, социалистические и марксистские теории, агитировали людей в интернете. Казалось бы, что в этом такого — делают это и левые, и правые, и либералы? Но ребята не рассчитали свои силы и пошли агитировать военных-контрактников, и в силу неопытности и молодости попались на провокацию. Вояки отдали парням старые патроны и стукнули в полицию. Было это в 2012-м году и потом благополучно позабылось, а социалисты продолжили агитационную деятельность и спортивную подготовку.
Но спустя несколько лет дело решили раскрутить, видимо чтобы убить этим двух зайцев: для властей — разбить неугодную оппозиционную левую группу, для следаков — получить очередную премию за поимку страшных «террористов-экстремистов», якобы готовивших захват власти. Удобно, не правда ли?
И тут вся машина полицейской провокации пошла в ход. Лидеру группы — Артему подкинули гранату, после ареста его пытали в тюрьме с целью выбить признания. Всех участников группы сначала повязали, лишь после отпустили тех, кто был несовершеннолетним».
В пользу этой версии свидетельствует то, что нами зафиксирована непрекращающаяся репрессивная кампания против анархистов и антифашистов, резко усилившаяся с 2017 года. Органы государственной власти, в первую очередь ФСБ, культивируют образ анархистов, представляющих общественную опасность, причастных к терроризму и к попыткам дестабилизации общественно-политической сферы. Задержанных анархистов при этом рутинно и неприкрыто пытают.
Одновременно с этим происходит подавление всякой несистемной, неформальной самоорганизации, особенно, хотя и не только, молодёжной. Об этом говорят многочисленные сфабрикованные дела в отношении неугодных силовикам лиц иных взглядов (общеоппозиционных, националистических, религиозных и т.п.). Кроме инструментальной задачи прекращения активности репрессируемых активистов, как и всегда, дополнительной целью силовых структур является воздействие на общество, которому посылается сигнал о том, что любого рода оппозиционная общественно-политическая активность является нежелательной для власти и опасной для её участников.
О возможной фабрикации уголовного дела позволяет говорить и то, что получивший условный срок Егор Петряков, по свидетельству «Медиазоны», сыграл роль внедрённого агента силовых структур в уголовном деле против челябинских сторонников партии «Другая Россия», активно принимавшего участие в деятельности якобы разоблачённой ячейки запрещённой НБП, но в принципе не упомянутого в обвинительном заключении.
В случае появления дополнительной информации Правозащитный центр «Мемориал» дополнить справку на Артёма Чернецова и на её основе вынести аргументированное суждение о деле.
Адвокат: Лепехин Андрей Геннадьевич.
Ссылки на публикации в СМИ:
Грани. Персоны: Артем Чернецов // http://grani-ru-org.appspot.com/people/2922
74.ру. «Старые интересы мне аукнулись»: челябинца осудили за вербовку военных для революции // http://74.ru/text/gorod/50635161
Медиазона. Дима Швец. Опер, агент, провокатор и «непрерывно бухающая пьянь». История челябинской «ячейки НБП» от создания до приговора // http://zona.media/article/2020/10/15/fsbnbp
Правозащитные и общественные заявления в поддержку:
Левый блок. Таинственный приговор «лидеру анархо-синдикалистов» // http://vk.com/@leftblock-tainstvennyi-prigovor-lideru-anarho-sindikalistov
Левый блок. Москва: Нет государственному террору! // http://leftblock.org/1510
Дата обновления справки: 09.12.2020 г