Давыдов Денис Владимирович

Давыдов Денис Владимирович родился в 1989 году, гражданин РФ, житель города Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Имеет среднее профессиональное образование, не работает, имеет на иждивении малолетнего ребенка. Ранее неоднократно судим за совершение ряда преступлений, в том числе предусмотренных ч. 1 ст. 105 («Убийство»), ч. 1 и 2 ст. 158 («Кража»), ст. 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ. 28 сентября 2023 года приговорён судом за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 354.1 УК РФОсквернение символов воинской славы России, а равно оскорбление памяти защитников Отечества, совершенные публично»), к 2 годам колонии строгого режима. С учётом наказания, назначенного ранее за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158 («Кража с причинением значительного ущерба»), и п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 («Кража с незаконным проникновением в помещение и с причинением значительного ущерба») УК РФ, по совокупности назначено окончательное наказание в виде 3 лет колонии строгого режима. Лишён свободы с 15 марта 2023 года.

Включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает его признания политзаключённым. Равно включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий

Полное описание

По данным ГТРК Марий Эл, 14 марта 2023 года в Центральном парке культуры и отдыха Йошкар-Олы Денис Давыдов в присутствии других людей осквернил Вечный огонь: «потоптался» на его постаменте. Позднее стало известно, что он также выкинул окурок в факел Вечного огня. 

Как следует из приговора суда, Денис Давыдов, «желая публично продемонстрировать своё превосходство над окружающими и циничное пренебрежение нормами морали и нравственности, встал на квадратный постамент из чёрного гранита, являющийся неотъемлемой частью монумента, двигаясь по нему, подошёл к пятиконечной звезде в центре монумента, ставил на неё ноги в обуви и выкинул в факел, находящийся внутри звезды, окурок сигареты». Как сообщается, Давыдов находился в состоянии алкогольного опьянения. 

На следующий день после происшествия, 15 марта 2023 года, было возбуждено уголовное дело, Давыдова задержали, суд отправил его в СИЗО. 

По обнародованным Следственным комитетом сведениям, ранее мужчина был судим, в том числе за убийство, причинение вреда здоровью и хищение чужого имущества.

Свою вину Денис Давыдов не признал.

Приговор вынес Верховный суд Марий Эл под председательством судьи Верховного суда Марий Эл Дмитрия Владимировича Шелудякова 28 сентября 2023 года. По совокупности преступлений с учётом приговора Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2023 года Давыдову было назначено окончательное наказание в виде 3 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Этот приговор от 31 июля 2023 года предусматривал наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 9 месяцев в исправительной колонии строгого режима за совершение двух краж — мобильного телефона и велосипеда, с присоединением неотбытой части предыдущего срока. 

Ранее Давыдов был неоднократно судим за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 («Убийство»), ч. 1 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 158 («Кража»), п. «в» ч. 2 ст. 158 («Кража с причинением значительного ущерба»), п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 («Кража с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище и с причинением значительного ущерба»), ч. 2 ст. 159 («Мошенничество, совершённое группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба»), ч. 1 ст. 161 («Грабёж»), ст. 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ. 

19 декабря 2023 года Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил приговор. 18 января 2024 года Давыдов подал кассационную жалобу в Верховный суд РФ, на момент составления настоящей справки жалоба ещё не рассмотрена.

Признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона при уголовном преследовании

Мы полагаем, что ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») принята с конъюнктурно-пропагандистскими, манипулятивными и незаконными карательными целями российских властей. Отметим, что эта статья явно не случайно была добавлена в УК в мае 2014-го — в разгар первого года пропагандистской кампании российских властей, направленной на декларацию засилья мифических нацистов-бандеровцев в Украине, а также на присвоение России исключительного права на статус победителя во Второй мировой войне. Поправка же о защите ветеранов появилась в марте 2021 года и очевидно связана исключительно с проходившей тогда пропагандистской кампанией вокруг осуждения оппозиционера Алексея Навального за клевету на ветерана. 

При этом конструкции составов преступлений, предусмотренных ст. 354.1 УК РФ, не соответствуют базовым требованиям, предъявляемым к уголовному законодательству, в частности, принципу правовой определённости. Такие применённые в законе формулировки, как «отрицание фактов, установленных приговором Международного трибунала», «одобрение преступлений», «заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны», «оскорбление памяти защитников Отечества», «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества», не позволяют однозначно заранее определить, какие именно действия и высказывания являются правомерными, а какие запрещёнными. 

При этом Конституционный Суд РФ указывает: «общеправовой критерий определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено только при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями». Также Конституционный Суд, разделяя позиции ЕСПЧ, цитировал: «закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной чёткостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П).

Размытые формулировки ст. 354.1 УК РФ позволяют судам применять уголовное наказание, связанное с лишением свободы, за действия, не имеющие существенной общественной опасности. Неадекватность предусмотренных этой статьёй наказаний совершаемым деяниям подтверждается правоприменительной практикой. По данным ОВД-Инфо, «после начала войны в Украине количество уголовных дел по данной статье резко увеличилось. Часто поводами для преследования становятся действия с Вечным огнем: например, разлитый в Вечный огонь лимонад, сожжённые там цветы, прикуренная сигарета, высыпанная соль». Мы полагаем, что уголовное преследование, и тем более применение реального лишения свободы за подобные действия является абсурдным. Все эти дела были возбуждены по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ, на основании которой наказание в виде лишения свободы было назначено и Денису Давыдову. 

Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике.

Ст. 354.1 УК РФ противоречит как Конституции РФ, так и Международному Пакту о гражданских и политических правах и должна, на наш взгляд, быть в её существующем виде отменена. Расширение и ужесточение ранее почти не применявшейся нормы о «реабилитации нацизма» связано с её политизацией, обусловленной государственной политикой, направленной как на идеализацию действий СССР во Второй мировой войне, так и на сакрализацию образов ветеранов этой войны в целом, создание идеологии их непогрешимости и неприкосновенности, на консолидацию общества вокруг идеи «великой победы», монополистом на которую хочет представить себя действующая власть РФ. В рамках такой мифологии любое посягательство на память ветеранов ВОВ и её погибших участников со стороны СССР воспринимается властью как посягательство на основы самой власти и карается с особой суровостью, несоразмерной фактически содеянному. Данный нарратив является одним из элементов системной антиукраинской и антизападной военной пропаганды, необходимой российской власти для оправдания незаконной агрессии против Украины и дальнейшей мобилизации общества для ведения агрессивной войны. 

Осуждая поступок Дениса Давыдова как аморальный и неприемлемый, мы, тем не менее, полагаем, что 2 года лишения свободы в колонии строгого режима за мелкие хулиганские действия рядом с памятником, не повлекшие его повреждения — несоразмерное тяжести и общественной опасности содеянного наказание, продиктованное представлениями власти и подконтрольного ей суда о политической целесообразности. Столь гипертрофированная оценка общественной опасности поступка нетрезвого мужчины не выдерживает проверки здравым смыслом. На наш взгляд, приговор Давыдову направлен на укрепление описанной выше мифологии о советском периоде российской истории, на устрашение общества в целом, и в конечном итоге на удержание власти субъектом властных полномочий. 

Как полагает Исследовательский центр «Сова», многие дела по ст. 354.1 УК РФ возбуждаются неправомерно и должны квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса или же решаться в рамках гражданского, а не уголовного процесса. Центр также отмечает, что перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор точно не определён — подобный статус закреплён лишь за георгиевской лентой. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определённых столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.

Мы разделяем данную позицию, а также мнение Центра по данному делу, который сомневается в целесообразности уголовного преследования Давыдова. По мнению Центра, «подобные хулиганские выходки заслуживают осуждения, однако уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом “осквернение” памятников, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности подлежит наказанию по более мягкой статье 214 УК РФ (“Вандализм”). В данном случае, так как мемориалу вообще не было нанесено какого-либо ущерба, йошкаролинца можно было бы привлечь разве что к административной ответственности — например, по ст. 20.1 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)».

В связи со всеми вышеописанными обстоятельствами, Проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» находит, что уголовное преследование Давыдова по ст. 354.1 УК РФ имеет признаки политической мотивации и незаконности. Лишение свободы применено к Денису Давыдову в нарушение принципов справедливости, соразмерности совершённого деяния наказанию и в нарушение права Давыдова на справедливое судебное разбирательство, предусмотренного Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Давыдову помимо наказания по ст. 354.1 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные другими статьями Уголовного Кодекса, в преследовании за которые мы не видим оснований видеть признаки политической мотивации и незаконности. В связи с этим мы не можем рассматривать лишение его свободы как в принципе незаконное и политически мотивированное, а самого его считать политзаключенным.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» требует прекращения уголовного преследования Дениса Давыдова по ст. 354.1 УК РФ.

Публикации в СМИ:

20 декабря 2023 г. Исследовательский центр «Сова». Жителю Йошкар-Олы утвердили приговор по делу о реабилитации нацизма

Дата обновления справки: 21.02.2024 г.