Ганеев Руслан Разифович
Статья УК:
Ганеев Руслан Разифович
Ганеев Руслан Разифович родился 14 августа 1983 года, живёт в Набережных Челнах, веб-разработчик. По обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 207.3 УК РФ («Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», до 3 лет лишения свободы), приговорён к десяти месяцам исправительных работ. Находился под стражей с 6 декабря 2022 года по 6 марта 2023 года.
Полное описание
Руслан Ганеев обвиняется в том, что 30 марта 2022 года, письменно дискутируя с другими пользователями социальной сети VK, оставил среди прочих два комментария. В первом сообщалось, что «по сведениям разведки НАТО российская армия начинает отходить от Киева» и задавался вопрос «а для чего все это нужно было?». Обвинение утверждает, что в комментарии содержатся недостоверные сведения, а действия российских военных характеризуются как преступные и бесполезные. Во втором посте высказывалось мнение о количестве убитых в Украине мирных жителей и военнослужащих. Тем самым, по мнению следствия, Ганеев публично распространил под видом достоверных сообщений ложную информацию, содержащую данные об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации, совершив эти действия в общедоступной для неограниченного числа пользователей группе.
В качестве доказательства недостоверности суждений обвинение предъявляет видеозаписи брифингов Минобороны России с 24 февраля по 30 марта 2022 года.
Кроме того, в качестве доказательства вины Ганеева следствие приводит показания свидетеля Андрея Батаева, полемизировавшего с Ганеевым в VK, который сообщил, что Ганеев в комментариях обвинял Вооружённые силы страны. Подобные высказывания возмутили Батаева, так как не совпадают ни с официальной информацией, ни с его личной точкой зрения, заявил в суде мужчина. При этом в последующей переписке в социальных сетях он отрицает, что написал заявление на Ганеева, подчеркивая, что по делу является лишь свидетелем. Аналогичные показания о содержании комментариев Ганеева и своём возмущении на следствии дали свидетели Куршева М.С., Колесов Д.С., Валлиулин И.А., дискутировавшие с Ганеевым в сети «Интернет». К доказательствам вины следствие относит также показания специалиста Галлиулина Р.Р., из которых следует, что в размещении Русланом Ганеевым комментариев, являющихся, по мнению специалиста, информацией, имеются признаки публичности, и эксперта-психолога Кирушина, из которых следует, что по изучении комментариев Ганеева Кирушиным сделан вывод о том, что «в данных высказываниях содержатся сведения о формировании негативного образа военных в глазах общественности, а также формирование враждебного отношения к Вооружённым силам РФ». Ещё одним доказательством обвинения следствие считает показания врио начальника отделения мобилизации Шамсутдинова И.Н., содержащие утверждение о том, что правом комментировать и размещать в СМИ сведения о специальной военной операции, проводимой на территории Украины наделён только официальный представитель Министерства Обороны РФ.
Дело против Ганеева поступило в Набережночелнинский городской суд 21 сентября 2022 года, он должен был явиться на заседание 31 октября, однако не пришёл. Заседание перенесли на 9 ноября, а самого обвиняемого должны были доставить на него принудительно, но дома его не нашли. В итоге гособвинитель – помощница городского прокурора – попросила суд приостановить производство по делу и объявить мужчину в розыск, поскольку, по её мнению, он скрылся от суда. Суд удовлетворил ходатайство, и 6 декабря 2022 года Руслан Ганеев был задержан у себя дома, после чего арестован и водворён в СИЗО г. Чистополя. 30 января 2023 года состоялось первое заседание Набережночелнинского городского суда по рассмотрению дела по существу.
Руслан Ганеев своей вины не признаёт. На допросе он указал, что в своих действиях не раскаивается, от своих слов не отказывается, он категорически против войны. Считает, что в РФ необходима регулярная сменяемость власти, при нынешней власти уровень жизни в стране падает. Проведение специальной военной операции не поддерживает, считает, что российские военные выполняют преступные приказы руководства страны.
Обвинительное заключение по делу Руслана Ганиева утверждено прокурором г. Набережные Челны старшим советником юстиции Ерпелевым Д.Н., подписано заместителем руководителя СО по г. Набережные Челны СУ СК РТ подполковником юстиции Потеряхиным Д.В., согласовано руководителем СО по г. Набережные Челны полковником юстиции Викентьевым Е.И.
Основания признания политзаключённым
Через неделю после начала полномасштабного российского вторжения в Украину, 4 марта 2022 года, Госдума России в чрезвычайном порядке (не в виде отдельных законопроектов, а путём внесения поправок в другие, уже принятые в первом чтении) приняла законы о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти законы запрещают призывы к санкциям, распространение фейков о российских вооружённых силах, их дискредитацию, а также призывы к «воспрепятствованию их использования». В тот же день законы одобрил Совет Федерации, и уже вечером их подписал президент. Поправки вступили в силу со дня официального опубликования – 5 марта 2022 года.
Состав преступления, предусмотренного новой ст. 207.3 УК РФ, сформулирован следующим образом: «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях».
Мы полагаем, что эта статья противоречит как российской Конституции и международным обязательствам РФ, так и базовым принципам права.
Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, … имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору».
Ограничения пользования этими правами «должны быть установлены законом и являться необходимыми: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Аналогичные гарантии содержатся в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова. Ограничения этих свобод связаны с запретом пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также с государственной тайной.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Ограничения свободы выражения, установленные ст. 207.3 УК РФ, со всей очевидностью не служат тем целям, для достижения которых такие ограничения могли бы быть установлены.
Важно отметить, что законное ограничение свободы выражения не предусмотрено даже в условиях военного положения, при котором пп. 15 ст. 7 ФКЗ РФ «О военном положении» допускаетсялишь введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, контроля за телефонными переговорами и приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений. Тем более, нет для них оснований в ситуации, когда военное положение не введено.
Не менее значимо то, что сами по себе формулировки статьи не позволяют заранее определить, какие высказывания являются правомерными, а какие запрещёнными. Гражданин не может судить заранее какие его высказывания, какая информация могут быть сочтены в данном контексте ложными, подпадающими под действие этой нормы.
На этот счёт Конституционный Суд РФ высказывал своё мнение в ряде правовых позиций. Согласно им неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования закона недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод (в частности, постановления КС от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2015 года № 12-П, от 19 июля 2017 года № 22-П).
Фактически нормы ст. 207.3 УК РФ позволяют преследовать за высказывание любых мнений о использовании Вооружённых Сил РФ и деятельности её государственных органов за границей. Суждения о том, имеют ли упомянутые в статье действия цели «защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности» или нет, по своей природе являются оценочными, выражениями мнения.
Но даже и применительно к сведениям, т.е. высказываниям о фактах в условиях ведения военных действий и конкуренции противоречивой информации из разных источников, исключительно сложно судить об их правдивости или ложности. Тем более, невозможно установление заведомости, т.е. умысла на распространение именно ложных сведений.
Упомянутые органические дефекты ст. 207.3 УК РФ определяют её неправовой характер, не допускающий даже и добросовестного её применения. Однако и сам факт срочного внесения указанной статьи в Уголовный кодекс немедленно после начала вооружённой агрессии против Украины, и сопровождавшая её рассмотрение и принятие риторика официальных лиц, и, главное, контекст её применения – ведущиеся боевые действия и сопутствующая им государственная военная пропаганда, – исключают подобную добросовестность. В ситуации, когда единственными правдивыми сведениями и оценками объявляются сведения и оценки официальных российских источников, не только оправдывающих агрессивную войну и отрицающих многочисленные свидетельства гибели мирных жителей в результате российских ударов и военных преступлений, совершаемых российскими силами, но и запрещающих называть события, с любой точки зрения, являющиеся войной, словом «война», применение этой неправовой по своей природе статьи УК также имеет исключительно недобросовестный и неправовой характер. Основанием для уголовного преследования становятся как правомерные мнения, оценивающие войну и связанные с ней обстоятельства, так и утверждения о задокументированных и подтверждённых фактах.
Исходя из изложенного, Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает, что ст. 207.3 УК РФ носит антиправовой характер, создана для осуществления политических репрессий против критиков власти и должна быть отменена. Любые преследования по этой статье являются неправомерными и должны быть прекращены.
В дискуссии с другими пользователями Интернета Руслан Ганеев высказывал своё личное мнение о том, что военные потери выше, чем о них говорит официальная пропаганда, о своем негативном отношении к политике Владимира Путина, к действиям Вооруженных сил в Украине, которые, при этом Россия на его взгляд является агрессором, а люди, которые слепо верят в то, что это не полноценная война против Вооруженных сил Украины, а специальная военная операция – заблуждаются. Руслан Ганеев имеет право на высказывание подобного сформировавшегося у него мнения, при этом стиль его высказываний соответствовал принятому в той группе, в которой он общался.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу тематической Программы незаконно ликвидированного государством Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», , находит, что уголовное дело против Руслана Ганеева является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение или изменение характера его публичных высказываний, а также устрашение общества в целом, т.е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий, осуществляется исключительно из-за реализации им права на свободу слова и выражения мнения.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Руслана Ганеева политическим заключённым.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Адвокат: Павел Терентьев
Как помочь
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.
Дата обновления справки: 23.02.2023 г.