Куцев Илья Владимирович

Куцев Илья Владимирович

Куцев Илья Владимирович родился 2 августа 1993 года, гражданин РФ, житель Брянска. 13 января 2023 года приговорён по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ («Покушение на участие на территории иностранного государства в вооружённом формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации») к 7 годам колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев. Лишён свободы с 9 мая 2022 года.

Полное описание

Согласно пресс-релизу объединённой пресс-службы судов Брянской области, «узнав о начале СВО», безработный Илья Куцев «принял решение выехать на территорию Украины для участия в боевых действиях против Вооружённых сил РФ в составе украинского легиона “Свобода России” в целях, противоречащих интересам Российской Федерации». Для этого он вместе с братом отправился в Минск на поезде, не сообщив ему о своих намерениях. Однако при проверке документов на подъезде к границе в Брянской области выяснилось, что у брата Куцева был ограничен выезд из России из-за задолженности по алиментам. Они оба сошли с поезда, затем брат поехал домой, «тогда как Куцев намеревался продолжить путь в Беларусь для пересечения украинской границы, но был задержан сотрудниками правоохранительных органов»

По всей видимости, Илья Куцев был задержан 9 мая 2022 года в российском приграничном пункте Злынка Брянской области, поскольку 10 мая судья Злынковского районного суда Брянской области Мотырева Ольга Викторовна признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и назначила ему административный арест сроком на 10 суток. В постановлении указано, что Куцев, находясь на улице на территории автостанции города Злынка, «в присутствии посторонних граждан выражался грубой нецензурной бранью, нарушая общественный порядок. На неоднократные требования прекратить противоправные действия не реагировал, выражая тем самым явное неуважение к обществу».

По всей видимости, после этого Куцев не вышел на свободу, а был помещён под стражу в связи с уголовным делом. Ему вменили ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ, обвинив покушении на участие на территории иностранного государства в вооружённом формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ.

13 января 2023 года судья Брянского областного суда Опарин Алексей Владимирович приговорил Куцева к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев. Государственное обвинение представляла прокурор Кулиненкова Екатерина Николаевна. Куцев вину не признал. 

21 марта 2023 года апелляционная жалоба защиты Куцева на приговор была рассмотрена судьёй Первого апелляционного суда общей юрисдикции Роговым Виктором Владимировичем, государственное обвинение представлял прокурор Войтович Александр Петрович. Приговор был оставлен без изменения.

8 июня 2023 года Верховным судом РФ была рассмотрена кассационная жалоба прокуратуры на приговор Куцеву. Приговор был изменён, но как именно, неизвестно. Тем не менее, насколько нам известно, Куцев продолжает оставаться лишённым свободы. 

9 ноября 2022 года Росфинмониторинг внёс Илью Куцева в перечень террористов и экстремистов с отметкой о принадлежности к террористам.

Основания признания политзаключённым

Поскольку у нас нет достаточной информации, мы не можем в настоящей справке оценить доказанность обвинений против Куцева: действительно ли он намеревался выехать за пределы РФ и вступить в Легион «Свобода России» или же обвинение полностью сфабриковано. Будем исходить из того, что Куцев действительно, как и изложено в пресс-релизе суда, намеревался «выехать на территорию Украины для участия в боевых действиях против Вооружённых сил РФ в составе украинского легиона “Свобода России”». 

Мы считаем, что даже в этом случае он не может подвергаться за это уголовному преследованию в силу следующих причин.

Куцева обвинили по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ («Покушение на участие в незаконном вооружённом формировании в целях, противоречащих интересам Российской Федерации»). После расширения в июле 2022 года состава ст. 275 УК РФ («Государственная измена») наказанием за «переход на сторону противника», тем, кто, по мнению следствия, намеревался присоединиться к подразделениям, воюющим на стороне Украины, стали предъявлять обвинения по этой статье. По сути же речь во всех подобных делах идёт о преследовании за сам факт предполагаемого намерения присоединиться к ВСУ. Мы полагаем, что такое преследование противоречит духу и букве закона.

2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. Резолюция требует, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины, а также полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в её международно признанных границах.

В 1946 году Международный военный трибунал постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». Ст. 51 Устава ООН подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение» на независимое государство. Таким образом, с точки зрения международного права военные действия РФ против Украины незаконны и преступны, а действия Украины по защите от агрессии — законны и обоснованы. 

Ст. 15 Конституции России устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Таким образом, само по себе участие в защите Украины от агрессии является правомерным с точки зрения международного, а значит, и российского права и не может быть основанием для уголовного преследования.

Анализируя обоснованность обвинения именно по ч. 2 ст. 208 УК РФ, следует ответить на два вопроса: 1) Является ли Легион «Свобода России» незаконным вооружённым формированием с точки зрения Украины? и 2) Противоречит ли участие в Легионе интересам РФ?

Можно достаточно уверенно утверждать, что Легион «Свобода России» входит в состав Вооружённых Сил Украины. Он подчиняется Министерству обороны Украины и входит в состав в Интернационального легиона Главного управления разведки (ГУР). В доступных нам материалах ряда уголовных дел имеются справки Главного управления Генерального штаба ВС РФ о том, что это воинское формирование включено в структуру Интернационального легиона обороны Украины ВСУ. Представители Минобороны и разведки Украины неоднократно комментировали действия этого формирования и никогда не опровергали их принадлежность к вооружённым силам Украины. В любом случае, невозможно предположить, что подобные структуры могли бы действовать в условиях войны без согласования с украинской стороной, а формальный статус воинского формирования является внутренним делом Украины. Таким образом, фактически Легион «Свобода России» следует рассматривать не как независимое формирование, а как часть вооружённых сил Украины. Так же Легион «Свобода России» нельзя считать «вооружённым формированием, не предусмотренным законодательством» Украины. Мы полагаем, что все решения этой страны относительно организации воинских формирований являются внутренним делом этого государства, имеющего право на защиту своей территориальной целостности и независимости. 

Рассмотрим второй вопрос: противоречит ли участие в Легионе «Свобода России» интересам РФ? Мы полагаем, что именно совершённое Россией 24 февраля 2022 года полномасштабное нападение на Украину противоречит её собственным интересам. Как обосновано выше, с точки зрения международного права военные действия РФ против Украины незаконны и преступны, а действия Украины по защите от агрессии — законны и обоснованы. 

Новейшее определение национальной безопасности Российской Федерации содержится в так называемой «Стратегии национальной безопасности», утверждённой Указом Президента РФ 2 июля 2021 года. Согласно ст. 5 этого документа, национальная безопасность — это «состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны». Национальные интересы описаны как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии».

Угрозой же национальной безопасности в той же ст. 5 предлагается считать «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации».

Можно заметить, что с начала войны против Украины в 2014 году, а в особенности — после полномасштабного вторжения в Украину, начавшегося в конце февраля 2022 года, действиями властей РФ многим из перечисленных форм безопасности причинён существенный и, возможно, невосполнимый ущерб. Так, в первую очередь, поставлена под угрозу личная безопасность жителей РФ — как вынужденных отправиться на фронт, в том числе в рамках принудительной мобилизации, так и подвергающихся артиллерийским обстрелам вблизи линии фронта и атакам украинских беспилотников, а в последнее время также проживающих в нескольких районах Курской области, находящихся под контролем Украины. Частичный перенос военных действий на территорию России объясняется логикой самозащиты Украины от вооружённой агрессии, на которую она имеет полное право, а атаки на военные объекты или объекты смешанного назначения несут риск ранения и гибели мирным гражданам России. 

Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации также понесла ущерб с начала войны: практически полностью запрещены мирные протестные акции, ограничена военной цензурой свобода слова и иного самовыражения, сотни политических заключённых, выражавших своё несогласие с внутренней и внешней политикой России, брошены в тюрьмы, где издевательства над ними продолжаются. При этом почти все правозащитные организации и правозащитники, пытавшиеся продолжать деятельность по защите конституционных прав и свобод граждан, объявлены иностранными агентами, а поддерживающие их международные и иностранные организации — нежелательными, аналогичные репрессивные меры применяются и к независимым средствам массовой информации. Нововведения в части избирательного законодательства привели к тому, что выборов в России практически больше не существует. Независимые наблюдатели за выборами преследуются, объявляются нежелательными и лишаются свободы.

Состояние «гражданского мира и согласия в стране» после начала войны стало ещё менее достижимым, чем раньше. Граждане России разделились на тех, кто поддерживает войну и тех, кто осуждает её, и последствия такого разделения драматичны. Во многих случаях люди лишаются свободы за свою антивоенную позицию, поскольку её высказывание является в РФ уголовно наказуемым. Нередко в связи с различием в оценке войны распадаются семьи, рвутся социальные связи. 

При этом следует отметить, что суверенитет Российской Федерации, независимость, государственная и территориальная целостность не находились под угрозой и никем не ставились под сомнение до начала войны с Украиной, развязанной РФ. Территории, оккупированные Россией в ходе конфликта, не признаются её территориями большинством стран мира и международных организаций, опирающихся на нормы международного права, а попытки Украины вернуть их себе в ходе ответных военных действий (в том числе на российской территории) никак не могут быть признаны покушением на территориальную целостность России.

Таким образом, ключевой причиной возникновения новых «условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам», является именно агрессивная война, развязанная властями России против Украины и особенно — полномасштабное вторжение, начатое 24 февраля 2024 года. 

Таким образом, мы полагаем, что для обвинения Ильи Куцева по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ («Покушение на участие на территории иностранного государства в вооружённом формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации») нет оснований.

Дополнительно стоит обратить внимание на обстоятельства задержания Ильи Куцева. Как указано выше, первоначально он был задержан за мелкое хулиганство, за что был помещен под административный арест. Нам известно множество примеров использования административных арестов по надуманным поводам — одного или нескольких подряд — для того, чтобы потянуть время до того момента, когда будет собрано достаточно фактуры для возбуждения уголовного дела. Юрист правозащитного проекта «Первый отдел» Евгений Смирнов указывает, что административный арест в этом случае очень удобен: силовики имеют право изымать у «подозреваемого» телефон, «опрашивать» самого человека и его близких. «То есть они готовятся к уголовному делу и одновременно давят на человека, стараются сломить волю», — отмечает Смирнов. 

Известны случаи применения таких арестов в отношении Александра Крайчика, Ление Умеровой, Николая Онука и многих других. Это только единичные примеры из практики, которая получает всё более широкое распространение. Мы полагаем, что с большой долей вероятности и в случае Ильи Куцева его административный арест был нужен именно для «подготовки» материалов уголовного преследования. Иначе сложно объяснить, почему человек, который якобы планирует пересечь границу для вступление во враждебное России вооружённое формирование (и, очевидно, не хочет привлекать к себе внимание), вдруг стал выражаться «грубой нецензурной бранью, нарушая общественный порядок».

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Ильи Куцева является политически мотивированным, направленным на устрашение противников агрессивной войны, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы было применено к нему в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Илью Куцева политическим заключённым и требует прекращения его уголовного преследования.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокаты: Гулиев Руслан Нураддин оглы, Прохорова Н.А. 

Публикации в СМИ:

13 января 2023 года. Радио Свобода. Брянчанина, собиравшегося воевать за Украину, приговорили к 7 годам

13 января 2023 года. Настоящее время. Жителя Брянска приговорили к семи годам колонии за попытку уехать воевать на стороне Украины

13 января 2023 года. Медиазона. Жителя Брянска приговорили к 7 годам колонии строгого режима по делу о попытке вступить в легион «Свобода России»

Дата обновления справки: 23.12.2024 г.

Новости по теме

23 Дек, 2024 | 15:21

Мы считаем политзаключённым Илью Куцева