Половников Максим Олегович

Половников Максим Олегович родился 4 января 1992 года, жил в городе Норильске Красноярского края, работал слесарем-ремонтником в горно-металлургической компании «Норильский никель», имеет малолетнего ребёнка. 2 апреля 2024 года приговорён по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и оправдание терроризма с использованием Интернета») к 2 годам колонии общего режима. Лишён свободы со 2 апреля 2024 года.

Включение людей в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает их признания политзаключёнными.

Полное описание

Уголовное дело против Максима Половникова было возбуждено 23 августа 2023 года, ему были вменены два комментария в VK, опубликованные почти за полтора года до этого. Первый был оставлен 28 марта 2022 года под видеозаписью с наименованием «В Москве проходят разгоны протестующих против войны на Украине». Половников написал там следующее: «Менты [нецензурная лексика] как собаки! Народ душат по беспределу, а они и рады прислуживать… Вас мусора надо взорвать или сжечь всех [нецензурная лексика] на красной площади. Как вы не понимаете, что и ваших детей погубит эта война! Нет войне! Нет путинскому режиму!!! Слава свободной Украине!!! И её героям слава!!!». В обвинительном заключении указано, что «с данным комментарием ознакомились и оценили не менее 2 пользователей социальной сети “ВКонтакте”»

Второй комментарий был сделан 1 апреля 2022 года под видеозаписью с наименованием «Вы только послушайте, что несёт эта террористическая [нецензурная лексика]». Половников написал: «Правильно делает порядочная журналистка! Только терактами в нашей стране можно что-то исправить! В РФии народ только через массовость поймёт через взрывы и смерти, что Путин [нецензурная лексика] и что вся его долбаная политика никчемная. Украинский народ не боится тебя [нецензурная лексика]! Таких РФников мы должны уничтожить любым способом … [нецензурная лексика] взорвать или сжечь». По поводу этого комментария в обвинительном заключении также указано, что с ним ознакомились и оценили «не менее 2 пользователей социальной сети “ВКонтакте”»

Согласно заключению эксперта от 17 октября 2023 года, комментарии, размещённые Половниковым, содержат признаки «публичного побуждения (в форме призыва) к организации взрывов и поджогов с целью дестабилизации деятельности органов государственной власти РФ и воздействия на принятие органами государственной власти решений», и признаки призывов «к насильственному свержению текущего общественно-политического строя РФ». Оставив эти два комментария, Половников, согласно обвинению, совершил публичные призывы к терроризму и публичное оправдание терроризма. 

В ходе следствия Половников был направлен на амбулаторную психолого-психиатрическую экспертизу, по результатам которой был признан вменяемым. 

Согласно приведённым в обвинительном заключении показаниям Половникова, он, будучи недовольным действиями властей РФ и ранее, после начала так называемой СВО стал «противником действующей власти и режима». Он считал, что «не силовые методы результата не дадут и никакого воздействия на органы власти не окажут. Тогда у него появилась убеждённость в том, что изменений в России можно добиться только путём применения насилия и террора, поэтому он хотел призвать к этому других людей и таким образом свергнуть действующую власть. Он был против войны, так как на ней гибнет много людей»

Также в показаниях Половникова сказано, что первым комментарием от 28 марта 2022 года «он хотел призвать людей к террористической деятельности с целью смены режима власти», а вторым комментарием от 1 апреля 2022 года «он хотел призвать людей начать действовать, чтобы достигнуть перемен в стране»

В обвинительному заключении сказано, что Половников признал вину и раскаялся: по его словам, он «ранее находился в заблуждении относительно действующего в стране политического режима», но затем «изменил свою позицию, он поддерживает специальную военную операцию, действия Вооружённых сил РФ и действующее Правительство РФ». По данным издания Сибирь.Реалии, Половников заключил сделку со следствием, что позволило ему до приговора находиться под подпиской о невыезде. 

Обвинительное заключение по делу составил старший следователь следственного отдела по городу Норильску ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия старший лейтенант юстиции Мамаев Д.А., согласовали руководитель следственного отдела по городу Норильск ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия полковник юстиции Поршнев Алексей Александрович и заместитель руководителя ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия полковник юстиции Брагунов Олег Султанович, утвердил заместитель прокурора Красноярского края старший советник юстиции Седых Дмитрий Михайлович. 

2 апреля 2024 года коллегия из трёх судей 1-го Восточного окружного военного суда под председательством судьи Пунтусова Дмитрия Владимировича приговорила Максима Половникова к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима. Прокуратура просила назначить Половникову наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. 17 июля 2024 года апелляционная инстанция оставила приговор без изменений. 

20 ноября 2023 года Росфинмониторинг внёс Максима Половникова в список террористов и экстремистов с пометкой о принадлежности к террористам.

Признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы

Мы не знаем, в каких именно словах Половникова следствие усмотрело призывы, а в каких — оправдание терроризма. Поэтому мы рассмотрим комментарии на соответствие обоим этим составам. 

Что касается комментария от 28 марта 2022 года, то, вероятнее всего, претензии обвинения относятся к фразе: «Вас мусора надо взорвать или сжечь всех [нецензурная лексика] на красной площади». Высказывание выражает крайнюю степень возмущения Половникова неправомерными действиями полицейских. С большой вероятностью эти слова используются не в прямом, а в переносном смысле, как, например, высказывание «убил бы», выражающее злость говорящего, но не свидетельствующее о реальном намерении кого-то убить. Дополнительно об отсутствии призывов к терроризму или его оправдании свидетельствует то, что фраза обращена к самим сотрудникам полиции. Именно они являются аудиторией этого высказывания, с помощью которого Половников высказывает им возмущение их же действиями. Таким образом, квалификация этого комментария по ст. 205.2 УК РФ крайне сомнительна. На наш взгляд, этот комментарий можно скорее квалифицировать по ст. 20.3.1 КоАП РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), которая предусматривает максимальное наказание в виде 15 суток ареста.

В комментарии от 1 апреля 2022 года Половников выразил поддержку украинской журналистке, которая в эфире украинского телевидения заявила о том, что лётчики ВС РФ, атакующие Украину, будут уничтожены украинской стороной. При этом журналистка обратилась не к самим лётчикам, а к их настоящим и будущим жёнам, утверждая, что они в этом случае станут вдовами, а их дети — сиротами. То есть, в её обращении речь идёт об уничтожении только военных лётчиков, которые в связи с участием в военных действиях на стороне РФ автоматически стали легитимной целью для ВСУ. 

Следует отметить, что форма высказывания в этом комментарии Половникова крайне неудачна, и в ней действительно можно усмотреть оправдание насильственных действий. Тем не менее, его комментарий нельзя интерпретировать однозначно. Формулировка «Только терактами в нашей стране можно что-то исправить!» и последующие в этом комментарии не обязательно являются признанием идеологии и практики терроризма правильными. Этот комментарий Половникова можно интерпретировать как рассуждение о взаимосвязи явлений и сожаление, что никакие другие методы, кроме упомянутых, не позволят изменить политическую ситуацию, которую он резко осуждает. Более однозначной нам кажется фраза «Таких РФников мы должны уничтожить любым способом … [нецензурная лексика] взорвать или сжечь» — её действительно можно квалифицировать как призывы к террористической деятельности.

Однако в целом при оценке вменённых Половникову комментариев уместно по аналогии применить шестичастный тест, содержащийся в Рабатском плане действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, выработанном и принятом ООН. Этот тест предполагает необходимость комплексной оценки высказываний с учётом их контекста; личности и статуса субъекта высказывания; его намерения; содержания и формы высказывания; степени его публичности; и, наконец, вероятности реализации предполагаемого призыва.

Контекстом высказываний стало чрезвычайное обстоятельство международного масштаба — развязанная Россией преступная война против соседнего государства. 24 февраля 2022 года РФ совершила агрессивное нападение на Украину. 2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. Резолюция требует, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины, а также немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в её международно признанных границах.

В комментарии от 28 марта 2022 года Половников выразил возмущение неправомерными действиями полиции при разгоне антивоенных акций на улицах Москвы. Через возмущение и осуждение действий полиции он прежде всего выражает несогласие с преступной войной, развязанной РФ по отношению к Украине. Второй вменённый Половникову комментарий, от 1 апреля 2022 года, — также на тему войны и выражает поддержку Украине.

Личность и статус субъекта высказывания — Максима Половникова, с обоим комментариями которого, согласно обвинительному заключению, ознакомились и поддержали «не менее двух человек» — не предполагает сколько-нибудь серьёзного влияния на аудиторию, которая чрезвычайно мала. 

Несмотря на признательные показания Половникова, искренность которых вызывает у нас серьёзные сомнения, мы полагаем гораздо более вероятным, что при написании комментариев, ставших основанием для его преследования, он руководствовался намерениями выразить свою антивоенную позицию и злость по отношению руководству РФ в связи с преступной войной, развязанной против Украины, а также по отношению к сотрудникам полиции, осуществляющим неправомерный разгон протестующих против этой войны, выражал своё отношение к неспособности граждан изменить ситуацию. Содержание и форма высказываний указывают на то, что Половников находился в состоянии сильного душевного волнения, когда размещал их, то есть размещение этих комментариев — в большей степени эмоциональная реакция на происходящее, чем проявление сознательного намерения изменить поведение аудитории. Согласно Рабатском плану, «безрассудство» не является достаточным основанием для определения намерения осуществить «пропаганду» или «возбуждение ненависти». Душевное состояние Половиникова при написании вменённых ему публикаций можно описать именно как безрассудство, что заметно по формулировкам. 

В качестве одного из необходимых элементов анализа высказывания Рабатский тест указывает оценку вероятности реализации предполагаемых призывов. Как отмечено выше, первый комментарий, в котором Половников говорит, что сотрудников полиции надо «взорвать или сжечь», в первую очередь, является не призывом к конкретным обозначенным действиям, а выражением возмущения и осуждения Половниковым неправомерных действий полицейских. Также, представляется маловероятным, чтобы кто-то, вдохновившись комментарием Половникова с двумя «лайками», действительно совершил нападение на сотрудников полиции, вооружённых спецсредствами. 

Вероятность реализации предполагаемого призыва во втором комментарии, в котором Половников поддерживает обещание украинской журналистки об уничтожении российских военных лётчиков, атакующих территорию Украины, представляется крайне низкой. С одной стороны, военнослужащие РФ, участвующие в боевых действиях против Украины, и так являются легитимной целью ВСУ. С другой стороны, аудитория комментария Половникова крайне мала и вряд ли включает в себя людей, способных реализовать такие действия как «взрывы и смерти» в отношении «таких РФников», то есть российских военнослужащих, воюющих на территории Украины. 

Таким образом, мы полагаем, что несмотря на то, что высказывания Половникова касаются насильственных действий, их квалификация по ст. 205.2 УК РФ вызывает серьёзные сомнения. В силу ничтожно малой аудитории и стремящейся к нулю вероятности их реализации высказывания Половникова не имеют такой степени общественной опасности, которая дает основания рассматривать деяние как преступление. Представляется, что вынесенный Половникову приговор, которым ему назначено лишение свободы, не соответствует общественной опасности содеянного им. 

Известно, что ст. 205.2 УК РФ зачастую используется властью не для предотвращения общественно опасных последствий, а для наказания инакомыслящих и лишения их возможности выражать свою оппозиционную точку зрения, в какой бы форме они её ни выражали. Преступление по этой статье считается совершённым с момента высказывания. При этом не рассматривается, побудило ли это высказывание кого-то к реальным действиям, были ли последствия, хотя это должно учитываться при рассмотрении уголовных дел в связи такого рода обвинениями.

Обращает на себя и избирательность применения указанной и близких к ней по смыслу статей УК РФ. Например, нет уголовных дел против известного российского пропагандиста Владимира Соловьева, с бравадой называющего себя террористом и призывающего к уничтожению целых городов, как и других пропагандистов, говорящих о необходимости геноцида украинцев. Нет преследования и Дмитрия Медведева, регулярно призывающего к убийствам и казням украинцев. Очевидно, преследованиям в РФ подвергаются только выступающие против определённой идеологии, которую власти в данный момент провозгласили верной. Максима Половникова также преследуют именно в связи с тем, что его высказывание направлено против военной агрессии со стороны РФ, а не в её поддержку.

Отметим, что признание Половниковым своей вины и раскаяние, а также декларированное им изменение мнения на противоположное, в поддержку так называемой СВО, зафиксированное как в обвинительном заключении, так и в традиционном «видео с извинениями», не влияют существенным образом на нашу оценку его характера преследования. Признание вины и показания Половникова могли быть легитимной попыткой облегчить своё положение. Мы также не можем доверять его признательным показаниям о том, что «он хотел призвать людей к террористической деятельности» и что «у него появилась убеждённость в том, что изменений в России можно добиться только путём применения насилия и террора, поэтому он хотел призвать к этому других людей и таким образом свергнуть действующую власть». Такие показания могли быть даны под давлением следствия с целью облегчить своё положение. Сомнения в правдивости признательных показаний укрепляют их формулировки, как будто специально составленные так, чтобы наиболее точно соответствовать вменённой Половникову уголовной статье. 

Важно, что свою антивоенную позицию Максим Половников стал выражать сразу после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Например, по словам его знакомых, он посещал футбольные тренировки в «Норникеле» в жёлто-синей форме, таким образом выражая поддержку Украине. Такое поведение привело к давлению на Половникова со стороны работодателя. В частности, в отношении него устраивали чрезмерно частые проверки по технике безопасности, посылали его на самые тяжёлые работы. После возбуждения уголовного дела и внесения в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга Половников лишился возможности зарабатывать официально и был вынужден зарабатывать частным образом.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый» находит, что уголовное дело против Максима Половникова имеет признаки политической мотивации, с большой вероятностью направлено на устрашение общества в целом, т.е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Уголовное преследование и лишение свободы непропорциональны вменённому ему деянию и с большой вероятностью были применены к нему избирательно, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах. 

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» требует пересмотра уголовного дела против Максима Половникова.

Включение человека в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Публикации в СМИ:

2 апреля 2024 года. Настоящее время. Жителя Норильска приговорили к двум годам колонии по делу о призывах к терроризму из-за комментариев под антивоенным видео в соцсетях

2 апреля 2024 года. Сибирь.Реалии. Жителю Норильска дали два года колонии за два комментария

Дата обновления справки: 08.11.2024 г.

Новости по теме

23 Дек, 2024 | 20:43

Новые адреса и анонсы вечеров писем политзаключённым

02 Апр, 2024 | 15:38

Жителя Норильска приговорили к 2 годам колонии из-за комментариев в VK