Сафаргали Данис Вильданович
Сафаргали Данис Вильданович
Сафаргали Данис Вильданович родился 5 мая 1976 года, проживает в городе Арске Республики Татарстан, капитан-механик теплохода, лидер Татарского патриотического фронта «Алтын Урда». Осуждён к 3 годам колонии общего режима по ч. 2 ст. 115 («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью из хулиганских побуждений»), ч. 2 ст. 116 («Нанесение побоев из хулиганских побуждений»), ч. 2 ст. 213 («Хулиганство группой лиц по предварительному сговору»), ч. 1 ст. 282 («Возбуждение ненависти и вражды с использованием сети «Интернет”») УК РФ. Находился под стражей с 21 октября 2016 года по 4 марта 2019 года, когда вышел на свободу по отбытии наказания. Признан политзаключенным, так как уголовное преследование осуществляется с нарушением права на справедливое судебное разбирательство.
Полное описание
Сафаргали Данис Вильданович родился 5 мая 1976 года, проживает в городе Арске Республики Татарстан, капитан-механик теплохода, лидер Татарского патриотического фронта «Алтын Урда». Осуждён к 3 годам колонии общего режима по ч. 2 ст. 115 («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью из хулиганских побуждений»), ч. 2 ст. 116 («Нанесение побоев из хулиганских побуждений»), ч. 2 ст. 213 («Хулиганство группой лиц по предварительному сговору»), ч. 1 ст. 282 («Возбуждение ненависти и вражды с использованием сети «Интернет”») УК РФ. Находился под стражей с 21 октября 2016 года по 4 марта 2019 года, когда вышел на свободу по отбытии наказания.
Описание дела
20 апреля 2016 года в общежитии Казанского инновационного университета произошла драка между подрабатывавшим там комендантом капитаном речного флота, лидером Татарского патриотического фронта «Алтын Урда» Данисом Сафаргали, его родственниками (беременной гражданской женой, сыном от первого брака и младшим братом) и несовершеннолетним студентом КИУ с одной стороны, и 5 сотрудниками компании «Пилигрим», владевшей помещением — с другой. Данный конфликт носил бытовой характер и был связан с имущественным спором: компания «Пилигирим» хотела выселить общежитие, на что, по мнению учебного заведения, не имела права в связи с наличием договора аренды. В ходе драки Данис Сафаргали, по его словам, защищая беременную жену, которую якобы ударили в живот сотрудники «Пилигрима», распылил лекарство от ангины из своего ингалятора.
Обе стороны конфликта после драки написали встречные заявления в полицию, однако ход был дан только заявлению сотрудников «Пилигрима». По их версии, с которой согласилось следствие, Сафаргали разбрызгал не лекарство, а слезоточивый газ, чем совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 115 («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью из хулиганских побуждений», до 2 лет лишения свободы), ч. 2 ст. 116 («Нанесение побоев из хулиганских побуждений», до 2 лет лишения свободы), ч. 2 ст. 213 («Хулиганство группой лиц по предварительному сговору», до 7 лет лишения свободы) УК РФ, тогда как остальные участники драки с его стороны использовали в качестве оружия ножку от пластикового стола.
Уголовное дело в отношении Сафаргали по вышеуказанным статьям было возбуждено 23 июня 2016 года, но через месяц приостановлено в связи с объявлением его в розыск (сам активист и его жена утверждают, что он не скрывался от следствия, жил по месту регистрации и ходил на работу). 21 октября 2016 года Сафаргали был задержан в здании ЗАГС, в который он пришёл с гражданской женой для того, чтобы узаконить свои отношения с ней. На следующий день в его отношении Вахитовским районным судом города Казани была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; Сафаргали было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 115, ч. 2 ст. 116 и ч. 2 ст. 213УК РФ.
Известно, что сотрудники республиканского ЦПЭ 18 апреля 2016 года сделали скриншоты страницы Сафаргали, за 2 дня до драки, ставшей поводом к возбуждению в его отношении уголовного дела о хулиганстве. Защита не знает, было или нет это случайным совпадением. Уже после задержания Сафаргали, 27 октября 2016 года, в его отношении было возбуждено ещё одно уголовное дело ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти и вражды с использованием сети «Интернет”», до 5 лет лишения свободы). Ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ в связи с тем, что он на своей странице ВК в период с 1 марта 2014 по 13 марта 2016 года «разместил следующие материалы, провоцирующие возбуждение межнациональной ненависти и вражды по признаку происхождения, национальности, вероисповедания, а равно принадлежности к определенным социальным группам: 1) текстовый материл, начинающийся со слова «Признание», заканчивающийся словами «Я люблю наш народ»; 2) текстовый материал, начинающийся со слов «Все что вам надо знать о предназначении СМИ московских колхозников», заканчивающийся словами «человеческого сознания»; 3) фотоизображение с текстом, начинающимся со слов «Мы не собираемся вводить войска в Крым», заканчивающимся словами «вооруженные силы Украины в Крыму»; 4) текстовый материал, начинающийся со слов «Знаете мне очень хочется спросить всех россиян ура-патриотов», заканчивающийся словами «Тигры, например, уважают львов, слонов и гиппопотамов. Мандавошки – никого!»; 5) фотоизображение с текстом, начинающимся со слов «Хотел ты», заканчивающимся словами «Андрей Сливка»; 6) фотоизображение с текстом, начинающимся со слов «Русским нужно купидона на гербе нарисовать», заканчивающимся словами «вооружен и лезет ко всем со своей любовью»; 7) текстовый материал, начинающийся со слов «Я очень жду новогоднюю речь Путина», заканчивающийся словами «а потом куранты»; 8) фотоизображение с текстом «Есть две категории российских солдат на нашей земле. Те, которые лежат в гробах и те, которые будут лежать в гробах»; 9) текстовый материал, начинающийся со слов «Мне часто говорят: — Ты, Адагамов, русофоб», заканчивающийся словами «Ну за что вас любить, скажите?»; 10) фотоизображение с текстом «У восточных славян не было ничего, что напоминало бы простейшую форму государственности. Татары почти во всех отношениях культурно стояли выше русских»; 11) фотоизображение президента РФ Путина В.В. с текстом, начинающимся с нецензурных слов, заканчивающимся словами «В стране 84% таких!»; 12) текстовый материал, начинающийся со слов «Я поздравляю вас», заканчивающийся словами «судя по всему, воевали именно за это»; 13) фотоизображение президента РФ Путина В.В. с текстом «PUTLER KAPUT!»; 14) фотоизображение с текстом «Найди фашиста»; 15) видеозапись под названием «Рашистская псевдо-духовность РПЦ», с возможностью просмотра данных материалов неограниченным кругом лиц».
16 февраля 2017 года в Вахитовском районном суде города Казани состоялось предварительное слушание по объединённому делу, а 22 марта 2017 года началось рассмотрение уголовного дела по существу. Данис Сафаргали страдает клаустрофобией, что препятствует его этапированию из СИЗО в суд и ведёт к обморокам в автозаке, из-за которых судья вынужден переносить заседания. 31 августа 2017 года Даниса Сафаргали приговорили к 3 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Основания признания политзаключённым
Данис Сафаргали является жертвой кампании преследования оппозиционно настроенных к действующей власти активистов татарского национального движения, в отношении которых после 2014 года был заведено несколько уголовных дел. Один из осуждённых в рамках этой кампании, Рафис Кашапов, был признан «Мемориалом» политическим заключённым.
Ни один из 15 опубликованных Данисом Сафаргали материалов не призывает к насилию и не представляет значимую общественную опасность. Данные материалы даже не являются специфически татарскими националистическими, потому что преимущественно в них критикуется внешняя политика Российской Федерации и её власти.
Следствие не конкретизировало обвинение, не указав, какие материалы якобы разжигали межнациональную рознь, а какие провоцировали ненависть к тем или иным социальным группам. В обвинительном заключении не были указаны не только то, какие конкретно фрагменты размещённых Сафаргали материалов якобы разжигали ненависть и вражду, но даже и способ совершения преступления. Следствие даже не установило то, с помощью какого устройства обвиняемый выходил в интернет и размещал инкриминируемые ему материалы, и действительно ли он это делал.
Сама экспертиза, нашедшая в размещённых Сафаргали материалах признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, была, как указывает защита, проведена с грубыми нарушениями. В частности, эксперт-филолог Деркач Т.В. и эксперт-психолог Нургатина О.Н., не имеющие социологического образования, вышли за пределы своей компетенции, когда дали определение понятия «социальная группа» и того, какие группы могут быть признаны в качестве таковых. Именно эти эксперты, не обладающие специальными познаниями в социологии, отнесли представителей власти в отдельную социальную группу, тем самым дав возможность обвинить Сафаргали в возбуждении ненависти и вражды к социальной группе.
Правозащитный центр «Мемориал» считает, что обвинение Сафаргали в том, что в размещённых им «материалах содержатся признаки, которые содержат негативные характеристики и отрицательные оценки групп лиц по признаку принадлежности: к определенной социальной группе – президента РФ, органов власти РФ, СМИ, государственного строя РФ в целом», является абсурдным и неграмотно сформулированным. Представители органов государственной власти не образуют отдельной социальной группы. Тем более не могут быть отнесены к социальной группе неизвестные представители «государственного строя РФ в целом». Ровно также не может быть отнесен к социальной группе и Президент РФ.
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», принятое с учётом практики ЕСПЧ (см. решения по делам Lingens v. Austria 1986 года, Dyuldin and Kislov v. Russia 2007, Fedchenko v. Russia 2010 года и др.), определило, что «критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц», а также, что «под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды». Т
Отметим, что ИАЦ «Сова», проведший анализ части инкриминируемых Сафаргали материалов, также пришёл к выводу о необоснованности предъявленных обвинений.
Что касается обвинения Сафаргали по статьям 115, 116 и 213 УК РФ, то оно, по всей видимости, не имеет политического мотива. Тем не менее, его расследование тоже сопровождается нарушением права обвиняемого на справедливое рассмотрение дела. С большой долей вероятности можно утверждать, что Сафаргали и его родственники действовали в рамках самообороны, что их действия не имели хулиганских побуждений в качестве мотива. Также очевидно, что их действия не имели мотива ненависти, из чего следует, что дело Сафаргали не подпадает под исключение из критериев признания политзаключённым. Отметим, что все потерпевшие отказались от ознакомления с уголовным делом, что с большой вероятностью позволяет говорить о том, что они не считают конфликт с участием Сафаргали значимым.
Применительно к принятым ПЦ «Мемориал» критериям обстоятельства преследования позволяют полагать, что лишение свободы в рамках преследования по ст. 282 УК РФ было применено исключительно из-за политических убеждений обвиняемого, а также в связи с ненасильственным осуществлением свободы мысли и слова в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах или Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Мы требуем прекращения преследования Даниса Сафаргали по ч. 1 ст. 282 УК РФ и объективного рассмотрения дела о драке в суде, а также немедленного освобождения его из-под стражи.
Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Данис Сафаргали не признаёт вину.
Адвокат: Хрунова Ирина Владимировна (предоставлена Ассоциацией «Агора»).
Как помочь
Адрес для писем:
613040, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Овражная, д. 16, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, Сафаргали Данису Вильдановичу 1976 г. р.
Яндекс-кошелек Союза солидарности политзаключённым для помощи всем политзаключённым 410011205892134:
http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html
Ссылки на публикации в СМИ:
Коммерсантъ. Лидеру «Золотой Орды» нашли экстремизм // http://kommersant.ru/doc/3206137
Медиазона. Экстремизм после драки. За что будут судить основателя Татарского патриотического фронта «Алтын Урда» // http://zona.media/article/2017/06/02/safargali
Дата обновления справки: 08.04.2018 г.