Сенцов Николай Александрович
Сенцов Николай Александрович
Сенцов Николай Александрович родился 8 ноября 1971 года, проживал в городе Балтийске Калининградской области, начальник судовой радиостанции в в/ч 45707. 17 апреля 2020 года приговорён по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов») и по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств») к 3 годам колонии-поселения. Находился под стражей с 27 сентября 2017 года по 17 апреля 2020, освобождён в зале суда.
Полное описание
Описание дела
27 мая 2017 года следственный отдел УФСБ России по Калининградской области возбудил уголовное дело № 11707270001370047 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.1 УК РФ («Создание экстремистского сообщества» — до 10 лет лишения свободы) в отношении местного националиста Александра Оршулевича. Ему инкриминировали организацию деятельности экстремистского сообщества, которым и был объявлен «БАРС». По версии следствия, изложенной в постановлении о возбуждении уголовного дела, «целью создаваемого экстремистского сообщества Оршулевич А.В. определил насильственный захват власти в Калининградской области путём совершения ряда экстремистских преступлений, направленных в том числе на выход Калининградской области из состава Российской Федерации и её независимое существование в составе Евросоюза».
Помимо Оршулевича были задержаны Игорь Иванов, являвшийся председателем «БАРСа» с 18 февраля 2017 года, и Александр Мамаев (отец Николай), священник Российской православной церкви (РосПЦ, также известна как РПЦЗ). В их отношении тоже была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе» — до 6 лет лишения свободы).
В постановлении о возбуждении уголовного дела о них сказано, что «к участию в деятельности в экстремистском сообществе Оршулевич А.В. <…> привлек в качестве прочих лиц ранее знакомого ему жителя Калининградской области Мамаева А.А., осведомленного об указанных целях и задачах организации, который дал на это свое согласие и в последующем активно участвовал в „БАРС“ в качестве духовного наставника. Кроме того, Оршулевич А.В. <…> привлек к участию в экстремистском сообществе жителя Калининградской области Иванова И.Р., осведомленного об отмеченных выше целях и задачах организации, который дал на это свое согласие и в последующем активно участвовал в „БАРС“, в том числе в качестве заместителя Оршулевича А.В.».
26 августа 2017 года у руководителей отделения «Открытой России», партии «ПАРНАС» и штаба Алексея Навального в Калининградской области в рамках дела «БАРС» прошли обыски. В настоящее время 5 человек проходят по этому делу в качестве свидетелей, но пропагандистские СМИ пытаются связать их с «БАРСом». Так телеканал РЕН ТВ заявил, что «представители организации известны своими радикально-националистическими взглядами и являются так называемым боевым крылом калининградского отделения „Открытой России“».
27 сентября 2017 года был задержан выступавший за сохранение исторического облика Калининградской области житель города Балтийска Никодай Сенцов, на следующий день ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ. 29 сентября 2017 года судья Центрального районного суда Калининграда Владимир Эльзессер избрал в отношении Николая Сенцова меру пресечения в виде содержания под стражей до 27 ноября 2017 года. 25 ноября 2017 года и 25 января 2018 года мера пресечения дважды продлялась, в общей сложности до 27 марта 2018 года.
По версии следствия, изложенной в постановлении об избрании меры пресечения и, по информации защиты, в дальнейшем без изменений воспроизводившейся в постановлениях о предъявлении обвинения и о продлении меры пресечения, «к участию в экстремистском сообществе Оршулевич А.В. привлёк Мамаева А.А., Иванова И.Р., Сенцова Н.А. <…> Сенцов Н.А. не позднее 01.06.2016 года вошёл в экстремистское сообщество „БАРС“ и принял участие в его составе в подготовке к совершению преступлений экстремистской направленности». При этом «преступная роль Сенцова Н.А. заключалась в том числе в приискании и последующем хранении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, использовать которые планировалось в ходе совершения экстремистских преступлений, направленных на насильственный захват власти в Калининградской области».
В обвинении Сенцова также указано, что у него дома было «изъято большое количество оружия и боеприпасов (в том числе пистолет Макарова, гранатомётный выстрел ВОГ-25, ручная граната Ф-1, патроны различного калибра). Указанные предметы в настоящее время направлены для проведения соответствующих баллистических и взрывотехнических экспертиз. Вместе с тем, возможно, Сенцов Н.А. продолжает хранить оружие и боеприпасы в оборудованных тайниках на территории Калининградской области».
По версии же самого Сенцова, всё изъятое у него оружие является охолощенным и непригодным для боевого использования (он является реконструктором). Исключение составляют граната Ф-1, патроны и гранатомётный выстрел, которые лежали в одном пакете и, по утверждению Сенцова, были ему подброшены в ходе обыска.
26 октября 2018 года появилась информация о переквалификации обвинения и об его резком ужесточении. Вместо исключённой ст. 282.2 УК РФ Александра Оршулевича теперь обвиняют по ч. 1 ст. 205.4 («Организация террористического сообщества», до пожизненного лишения свободы), ч. 1 ст. 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности», до 5 лет лишения свободы), ч. 1 ст. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», до 3 лет лишения свободы), ч. 3 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, совершённые организованной группой», до 8 лет лишения свободы), ч. 3 ст. 222.1 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершённые организованной группой», до 12 лет лишения свободы) УК РФ. Игорю Иванову, Александру Мамаеву и Николаю Сенцову предъявлены те же обвинения за исключением ч. 1 ст. 205.4 — их обвиняют по ч. 2 ст. 205.4 УК РФ («Участие в деятельности террористического сообщества», до 10 лет лишения свободы).
1 апреля 2020 года Второй Западный окружной военный суд по ходатайству прокуратуры изменил обвинения, вменяемые фигурантам дела «Балтийского авангарда русского сопротивления» в Калининграде. Александрe Оршулевичe обвинение со ст. 205.4 УК РФ переквалифицировали на ч. 1 ст. 282.1 УК РФ («Создание экстремистского сообщества», до 10 лет лишения свободы), а Александру Мамаеву и Игорю Иванову — на ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе», до 6 лет лишения свободы), оставив ч. 1 ст. 205.2 и ч. 1 ст. 280 УК РФ, но убрав обвинение в хранении оружия и взрывчатых веществ. Последнее было связано с тем, что прокуратура пришла к выводу о несостоятельности тезиса следствия о том, что Николай Сенцов был участником «БАРС». В связи с тем, что Сенцова больше не обвиняли в участии в организованной группе, его обвинение тоже смягчили до ч.1 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», до 4 лет лишения свободы) и по ч.1 ст. 222.1 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств», до 5 лет лишения свободы) УК РФ.
17 апреля 2020 года Второй Западный окружной военный суд в составе председательствующего Кудашкина М.В. и судей Краева А.В., Чепелева Ю.Н., признал обвиняемых виновными по всем предъявленным обвинениям и приговорил Александра Оршулевича к 8 годам колонии общего режима с ограничением свободы на 1 год и лишением права администрировать сайты в сети «Интернет» на 6 лет, а Игоря Иванова и Александра Мамаева — к 6 годам колонии общего режима с ограничением свободы на 6 месяцев и лишением права администрировать сайты в сети «Интернет» на 4 года. Николай Сенцов был приговорён к 3 годам колонии-поселения и освобождён в зале суда. Помимо этого с осуждённых были взысканы судебные издержки в связи с работой адвокатов по назначению, достигающие 86 330 рублей в случае Сенцова и 369 430 рублей — Мамаева.
Основания признания политзаключённым
Уголовное дело в отношении обвиняемых в членстве в «БАРС» было возбуждено на фоне непрекращающейся с весны 2014 года антиукраинской кампании в государственных средствах информации и в высказываниях официальных лиц, занимающих высшие руководящие должности в Российской Федерации. Одной из составных частей данной кампании является возбуждение уголовных дел против граждан, публично выражающих позицию по происходящему в Украине, отличную от официальной, или каким-либо образом связанных с Украиной. С нашей точки зрения, именно в свете упомянутой выше антиукраинской кампании и следует рассматривать уголовное дело в отношении предполагаемых членов калининградской националистической монархисткой организации «БАРС», занимавшей последовательно антивоенную позицию. Насколько можно судить, российские власти особенно нетерпимо воспринимают «проукраинскую позицию» в среде участников националистического движения. При этом ярко выраженный оппозиционный характер деятельности «БАРС», сотрудничество данной организации с другими оппозиционными организациями, её участие в антипутинских акциях, а также требования проведения декоммунизации и переименования города в Кёнигсберг, очевидно, раздражали региональные власти и ФСБ.
В данном уголовном деле, как и в других похожих случаях, обвиняемым вменяются не сами по себе конкретные общественно опасные деяния, а действия, ставшие таковыми в связи с тем, что осуществлялись в рамках т.н. «экстремистского объединения». Все участники и руководители признаваемого экстремистским объединения, таким образом, несут коллективную ответственность за действия всех участников сообщества/организации, даже если они сами не принимали в них какого-либо участия. При этом особенностью применения ст. 282.1 УК РФ является то, что руководители и участники «экстремистского сообщества» узнают о том, что оно является таковым, фактически только в момент предъявления им обвинения в организации его деятельности или в членстве в нём. Это позволяет оценивать правоприменительную практику по этой статье как потенциально ещё больше нарушающую права привлекаемых по ней даже по сравнению с практикой применения ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»), предусматривающей возможность добровольного прекращения деятельности организации после признания её деятельности экстремистской решением суда. При этом обвиняемые, которые были помещены под стражу, до того не скрывались от следствия, что позволяет говорить о неправомерности выбранной в их отношении меры пресечения.
Подробное обоснование незаконности преследования других обвиняемых по первоначальному обвинению ч. 2 ст. 282.1 УК РФ и новому, ещё более абсурдному, в «терроризме», приведено в основной справке по делу. При том, что данное дело в целом противоречит российскому и международному праву, преследование Николая Сенцова является незаконным в ещё большей степени.
Несмотря на то, что в первые же дни после задержания ФСБ направило изъятое у Сенцова оружие на баллистическую и взрывотехническую экспертизы, с результатами этих экспертиз защиту не ознакомили, как и с результатами экспертизы, которая должна была установить наличие или отсутствие на предположительно подброшенном оружии биологических следов обвиняемого. Следствие не привело никаких доказательств, что Сенцов незаконно хранил оружие для использования в экстремистских целях.
Более того, по информации адвокатов, по состоянию на конец февраля 2018 года, по прошествии 4 месяцев после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, Сенцову так и не было предъявлено обвинение по ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов») или 222.1 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств») УК РФ. Иными словами, избрание и продление меры пресечения основывалось на утверждениях следствия, которые первоначально не подтверждались фактическими обстоятельствами дела и противоречили принятым следствием процессуальным решениям.
Защита утверждает, что в отношении Сенцова в период нахождения под стражей не велись какие-либо следственные действия. При этом оперативные сотрудники неоднократно предлагали ему дать показания в отношении Александра Оршулевича и других обвиняемых по делу, обещая смягчение меры пресечения, от чего Сенцов категорически отказался. По информации защиты, Сенцову предлагали показать, что он якобы осуществлял боевую подготовку членов «БАРС», и что Оршулевич якобы готовил террористические акты на территории области.
Особенно вопиющим представляется то, что, по всей видимости, Николая Сенцов в принципе не был членом «БАРС». Его родственники, знакомые и адвокаты утверждают, что он не только не был членом этой организации, но и вообще не был националистом и/или монархистом, а придерживался оппозиционных демократических убеждений. К такому же выводу пришёл и сотрудник программы ПЦ «Мемориал», ознакомившийся с его страницами в социальных сетях «Вконтакте» и Twitter, на которых отсутствовал контент, который мог бы указать на то, что её владельцу (безусловно являющемуся сторонником протестного движения) близка идеология «БАРС».
ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что данное уголовное дело является политически мотивированным, направленным на удержание власти субъектами властных полномочий и на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности критиков власти. Лишение свободы было применено исключительно в связи с ненасильственным осуществлением мирных собраний и ассоциаций, мысли, совести и религии при отсутствии состава и события преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Лишение свободы явно непропорционально (неадекватно) фактическим действиям, в совершении которых фигурант обвиняется.
Мы требуем немедленно освободить Николая Сенцова и других обвиняемых в участии в «БАРС» и объективно расследовать уголовное дело.
Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Публикации:
Открытая Россия. «Это не гранаты, а макеты». Как прошли обыск, арест и суд у нового фигуранта «дела БАРС» // http://openrussia.org/notes/714262
Открытая Россия. В Калининграде ФСБ провела массовые обыски у представителей оппозиции // http://openrussia.org/notes/713049
Открытая Россия. Трафареты, свастики, мешки. Что известно о «деле БАРС» // http://openrussia.org/notes/710002
Медиазона. БАРС. Как монархисты из Калининградской области не захватили власть и не присоединились к Евросоюзу // http://zona.media/article/2017/12/18/bars
Дата обновления справки: 22.04.2020 г.