Шереметьев Владимир Евгеньевич

Шереметьев Владимир Евгеньевич родился 25 октября 1989 года, житель города Углич Ярославской области. Ранее был судим по ч. 1 ст. 161Грабёж»), ч. 2 ст. 228 («Незаконное приобретение психотропных веществ или их аналогов в крупном размере»), ч. 2 ст. 166 («Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения»), ч. 4 ст. 264 («Нарушение правил дорожного движения, повлёкшее смерть человека»), ст. 264.1 («Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом») УК РФ. 6 апреля 2023 года приговорён по ч. 2 ст. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети “Интернет”») и ч. 2 ст. 205.2Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма в сети “Интернет”») УК РФ к 4 годам 6 месяцам колонии строгого режима. Лишен свободы не позднее 6 апреля 2023 года.

Включение конкретного человека в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает признания его политзаключённым. 

Полное описание

В начале июля 2021 года в сообществе «Народная Самооборона | VK» в социальной сети VK Владимир Шереметьев оставил комментарии к видеозаписи о взрыве в здании регионального управления ФСБ России по Архангельской области, совершённом Михаилом Жлобицким в 2018 году. В этих высказываниях правоохранители усмотрели оправдание и одобрение совершённого теракта, а также призывы к экстремизму.

24 ноября 2022 года Шереметьев был внесён в перечень террористов и экстремистов. Дата его задержания неизвестна. 

6 марта 2023 года уголовное дело в отношении Шереметьева было передано во 2-й Западный окружной военный суд, а ровно через месяц, 6 апреля, коллегия из трёх федеральных судей под председательством Олега Александровича Белоусова приговорила его по ч. 2 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети “Интернет”») и ч. 2 ст. 205.2Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные в сети “Интернет”») к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Также Шереметьеву запрещено в течение 3 лет администрировать интернет-сайты.

13 апреля 2023 года на ярославском сайте «Городской телеканал» со ссылкой на региональное Управление ФСБ опубликована новость о признании Шереметьева виновным в оправдании терроризма. Указано, что он «призывал к насилию в отношении правоохранителей, в том числе с помощью терактов».

Там же размещена видеозапись, на которой Владимир извиняется за оставленные им комментарии. В частности, он говорит: «Смотрел различные видеоролики, в которых видел теракт в Архангельске на здание ФСБ. Этот поступок я поддержал своим комментарием, в чём сейчас я искренне раскаиваюсь. Прошу прощения, больше такого не повторится».

Признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы

Нам неизвестно, какие высказывания суд положил в основу обвинительного приговора в отношении Владимира Шереметьева, однако отмечаем, что ст. 205.2 и ст. 280 УК РФ широко используются в качестве ключевых инструментов уголовных репрессий за высказывания в Интернете. Понятия «оправдание терроризма» и «призывы к экстремистской деятельности» зачастую трактуются правоохранителями и судами очень широко. Скорее всего, так произошло и в деле Владимира Шереметьева. Мы предполагаем, что столь суровое наказание Шереметьева с большой долей вероятности несоразмерно общественной опасности его высказываний.

Важно отметить, что уголовное дело против Шереметьева является одним из множества дел об «оправдании терроризма», возбуждённых в связи с комментариями пользователей к публикациям о самоподрыве Жлобицкого в здании архангельского УФСБ. Сайт ОВД-Инфо сообщает о 55 таких уголовных делах: приговоры по многим из них неоправданно суровы и не соответствуют общественной опасности высказываний. Весьма вероятно, что и уголовное преследование Шереметьева является одним из элементов этой репрессивной кампании, начатой после этого события и направленной на подавление важной общественной дискуссии о роли и методах ФСБ в современной России.  

Даже если допустить, что в словах Шереметьева и был состав преступления, то подобного рода высказывания следует оценивать с опорой на критерии, предложенные Рабатским планом действий в отношении подстрекательства к дискриминации, вражде или насилию, выработанный экспертами Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека. Критерии предлагают учитывать социальный и политический контекст высказывания, статус говорящего, намерение вызвать враждебность публики к определённой группе, содержание и форму речи, степень её воздействия, а также вероятность причинения вреда, включая его неотвратимость.

Существующая правоприменительная практика свидетельствует, что в делах о высказываниях (призывах) в Интернете эти критерии обычно не рассматриваются и не учитываются. Тем не менее, несмотря на очевидную политическую подоплёку, в настоящее время для признания Владимира Шереметьева политическим заключённым нам не хватает документов по делу, содержащих информацию о том, какие именно «экстремистские» и «террористические» призывы были ему вменены.

Исходя из вышеизложенного, Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает, что дело против Владимира Шереметьева содержит признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы и требует его пересмотра справедливым судом с соблюдением стандартов правосудия, требуемых нормами международного права.

Мы продолжим следить за делом и оставляем за собой право при получении возможности изучить его материалы принять дополнительные решения.

Включение конкретного человека в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Дата обновления справки: 10.05.2024 г.