Швед Евгений Викторович
Швед Евгений Викторович
Швед Евгений Викторович родился 31 декабря 1992 года, гражданин РФ, житель села Бородино Джанкойского района Крыма. 27 февраля 2024 года приговорён по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 («Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, совершённое с использованием Интернета»), ч. 4 ст. 354.1 («Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы России, совершённое с использованием Интернета») УК РФ к 2 годам 6 месяцам колонии общего режима. Лишён свободы с 16 июня 2023 года.
Полное описание
Уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ против Евгения Шведа было возбуждено 13 июля 2023 года, а задержали его еще в июне, предположительно 16 числа, после чего он находился под административным арестом.
Согласно обвинительному заключению, Шведу вменяется публикация, которую он сделал 9 мая 2023 года в своём открытом telegram-канале «Why fckn Not», имеющем, как указано в заключении, 129 подписчиков. Евгений Швед написал в канале: «9 мая — мерзкий, ублюдочный, извращённый до глубины своей сути псевдопраздник, который вызывает у меня ужас с самого детства.
победобесие можноповторителей, полк трупаков, имперская лента — целый фестиваль умственно отсталых косплееров патриотизма, как бараны исполняющих то, что для них придумывают совковые уебаны, сидящие во власти.
«какой нахуй праздник в день памяти» с слезами на глазах мне, мелкому пиздюку в конце 90х-начале 00х говорили фронтовики выживающие на макаронах свои последние дни в моём доме. Никому не нужные, забытые, выброшенные как второсортный материал, «герои отечества».
омерзительное ежегодное зрелище всеобщей 10-дневной попойки целой страны, в честь танков, которые сегодня как и всегда едут нести смерть, разрушения и мрак.
акт капитуляции германии подписан в ночь с 7 на 8 число.
вторая мировая развязана совком и германией пактом о делёжке европы между двумя имперскими скотами сталиным и гитлером, и нападением совка на финляндию.
вов — сталинская пропагандонская чушь, такая-же как и путинская сво.
нет никакого отечества, родины, страны и мира. Есть совок, империя и бесчеловечный режим, который из века в век несёт за собой кровь, боль и мрак, питающийся безграмотностью русских баранов, вскормленных ложью».
Отдельные фрагменты этого поста квалифицированы в обвинительном заключении по разным частям ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») и представлены как два отдельных эпизода. Часть о ветеранах, с начала поста и заканчивающаяся словами «омерзительное ежегодное зрелище всеобщей 10-дневной попойки целой страны, в честь танков, которые сегодня как и всегда едут нести смерть, разрушения и мрак» квалифицирована по ч. 4 ст. 354.1 как выражение неуважения к дню воинской славы. Согласно заключению эксперта от 7 августа 2023 года данный фрагмент «содержит негативную оценку праздника “День Победы”, отмечаемого 9 мая, выражающую явное неуважение к обществу о дне воинской славы России, связанном с защитой Отечества — “9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (1945 год)”».
Часть о разделе Польши между Германией и СССР квалифицирована по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 как отрицание фактов, установленных Международным военным трибуналом. Согласно заключениям экспертов от 7 августа 2023 года и от 11 сентября 2023 года данный фрагмент «содержит лингвистические и психологические признаки отрицания фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, а также заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны».
В качестве свидетелей обвинения в обвинительном заключении, помимо сотрудников полиции, фигурируют некоторые пользователи Telegram, видевшие этот пост Шведа, а также его соседи.
Пользователь Telegram Хомусько показал, что пост Шведа его задевает, а по поводу сказанного о ветеранах сказал, что «желает жить в стране, где данный день почитают, а подобное высказывание несёт в себе признаки нацизма, к которому Швед Е. В., судя по выложенным видео и записях, придерживается». Также свидетель сказал, что «считает, что тот [Швед] был задержан “за дело”». По поводу части о разделе Польши Хомусько сказал, что это «всё полная чушь, он [Хомусько] понимает, что Швед Е.В., разместив данные высказывания, отрицает историю», но среди подписанных на канал Шведа могут быть люди, «которым тот [Швед] свои ложные высказывания может преподнести как истину, он [Хомусько] не хочет, чтобы на его сограждан влияли таким образом».
Другой пользователь Telegram, свидетель Ковалёв, «увидел публикации антироссийского характера, где Швед Е.В. публично оскорблял Российскую власть, памятные даты Российской Федерации», и Ковалёва как патриота своей страны «это сильно оскорбило».
Показания ещё одного пользователя Telegram, Шомова, дословно совпадают с показаниями Ковалёва.
Семеро соседей Шведа подтвердили, что знают о том, что он разместил вменённый пост и все они единодушно осуждают его высказывания.
Согласно показаниям самого Шведа, он полностью признал свою вину, и «более подобного он совершать не будет». Также в его показаниях сказано, что «сейчас своё отношение к празднику и истории Второй мировой войны [Швед] поменял, уважает праздник 9 мая, историю не отрицает, факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси — он изучил, данные сведения больше не отрицает, полностью поддерживает».
Обвинительное заключение составлено старшим следователем следственного отдела по г. Джанкой Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Крым и г. Севастополю, старшим лейтенантом юстиции Ксензенко Е.Г., согласовано руководителем следственного отдела по г. Джанкой Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Крым и г. Севастополю, майором юстиции Исуповой М.В., утверждено первым заместителем прокурора Республики Крым, старшим советником юстиции Смагоринским П.Б.
Донос на Шведа, как указывал telegram-канал Astra, написали участники сообщества «Крымский СМЕРШ» прокремлёвского блогера Александра Талипова. Позже в Telegram-канале сообщества появилось видео с извинениями Шведа, в котором он говорит, что поддерживает российскую армию.
В судебном заседании Швед также признал свою вину в предъявленном обвинении. Дело рассматривалось в особом порядке, приговор был вынесен без проведения судебного разбирательства. В этом случает назначенное наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
27 февраля 2024 года судья Верховного суда республики Крым Наталья Владимировна Кулинская приговорила Шведа по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 («Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, совершённое с использованием Интернета») и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ («Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы России, совершенное с использованием Интернета») к 2 годам 6 месяцам в исправительной колонии общего режима. Также судом установлен запрет администрировать сайты в Интернете в течение 4 лет.
4 июня 2024 года Третий апелляционный суд общей юрисдикции рассмотрел апелляционную жалобу Шведа и оставил приговор без изменения.
Основания признания политзаключённым
Изъяны статьи о реабилитации нацизма
Мы полагаем, что формулировки ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») не соответствуют принципу правовой определённости. Такие формулировки как «отрицание фактов, установленных приговором Международного трибунала», «одобрение преступлений», «заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны», «оскорбление памяти защитников Отечества», «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества» не позволяют однозначно заранее определить, какие именно действия и высказывания являются правомерными, а какие запрещёнными.
При этом Конституционный Суд РФ указывает: «Общеправовой критерий определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено только при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями». Также Конституционный Суд, разделяя позиции ЕСПЧ, цитировал: «Закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной чёткостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П).
Вывод о несоответствии ст. 354.1 УК РФ указанному принципу правовой определённости подтверждается сложившейся правоприменительной практикой. Ранее были зафиксированы случаи привлечения к ответственности за критику властей в связи с организацией празднования 9 мая, за репост текста, содержащего утверждение о том, что Вторую мировую войну развязали совместно нацистская Германия и СССР, или за публикацию в социальных сетях фотоколлажа, изображающего волгоградский монумент Родины-матери с лицом, испачканным зелёнкой.
ИАЦ «Сова» указывал после принятия закона, включившего ст. 354.1 УК РФ в Уголовный кодекс, что он «фактически направлен на запрет исторической дискуссии, принятие его означает существенное ограничение свободы слова». Мы присоединяемся к такой оценке.
Статья, по которой обвиняется Евгений Швед, была добавлена в УК РФ в мае 2014 года, когда разворачивалась пропагандистская кампания, направленная на декларацию засилья мифических нацистов-бандеровцев в Украине, а также на присвоение России исключительного права на статус победителя во Второй мировой войне. Поправки к статье, ужесточающие наказание и расширяющие состав действий, за которые оно предусмотрено, были внесены в кодекс в 2021 году на фоне новой волны антиукраинской и антизападной пропаганды и подготовки общества к войне, когда потребовалось дальнейшее сокращение возможностей для общественной дискуссии.
Части 1 и 2 ст. 354.1 УК РФ предусматривают среди прочего наказание за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Подобная формулировка статьи предполагает наличие единого утверждённого реестра исторических фактов, являющихся однозначно верными, что совершенно невозможно по отношению к исторической науке, если рассматривать её как науку, а не как часть навязываемой государством идеологии. Эти нормы означают, что любые трактовки исторических процессов и даже научные исследования могут быть криминализованы. Сомнения вызывает и критерий заведомости применительно к оценке научных теорий и трактовке фактов. В процессе научного познания могут возникать как ошибки и заблуждения, так и преднамеренные искажения, однако последнее касается только фактов, но никак не их трактовок и оценок, которые не могут быть заведомо ложными в силу своей необъективной природы.
Части 3 и 4 ст. 354.1 УК РФ криминализуют выражение мнения о неоднозначных символах и знаках, а также о ветеранах, искусственно выделенных из числа всех физических лиц. Неоднозначность такого состава преступления, как «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России» фактически ставит под запрет любую общественную дискуссию и критику действий исполнительной власти в области организации празднований дат, «связанных с защитой Отечества».
Таким образом, мы полагаем, что в существующем виде ст. 354.1 УК РФ не отвечает принципу правовой определённости, не соответствует российскому и международному законодательству, избыточна и создана с конъюнктурно-пропагандистскими и репрессивными целями российских властей.
Также устанавливаемая статьёй ответственность явно не соответствует общественной опасности наказуемых деяний. Уголовная, т. е. предполагающая наказание за наиболее общественно опасные деяния, ответственность установлена за высказывания, не призывающие к насильственным действиям. В то же время, призывы к насильственным действиям, высказываемые в связи с обсуждением событий прошлого, и так подлежат ответственности по другим статьям Уголовного кодекса, что делает данную статью ещё и очевидно избыточной с точки зрения функциональности.
Другие обстоятельства преследования
Суть обвинения Евгения Шведа вполне ясна. Он разместил пост, в котором высказался резко критически о праздновании 9 мая в России, а также упомянул раздел Польши в 1939 году.
Во своём посте, где Швед пишет: «вторая мировая развязана совком и германией пактом о делёжке европы между двумя имперскими скотами сталиным и гитлером, и нападением совка на финляндию», он эмоционально излагает правомерную интерпретацию исторических событий, которым к тому же не давалась оценка в приговоре Нюрнбергского трибунала. Существование секретного протокола к пакту Молотова — Риббентропа, согласно которому СССР обеспечивал себе влияние в Восточной Европе после вторжения Гитлера в Польшу, является признанным фактом, и его упоминание не означает отрицания выводов Международного военного трибунала, что вменено Шведу.
В части, посвящённой празднованию 9 мая, Швед действительно высказывается критически о самом дне, называя его «мерзким, ублюдочным, извращённым псевдопраздником», а также выражает глубокое возмущение по поводу форм его празднования. Он использует эмоциональные и резкие формулировки, такие как «победобесие можноповторителей» и «имперская лента — фестиваль косплееров патриотизма», чтобы подчеркнуть своё негативное отношение к массовым мероприятиям, сопровождающим этот день, и к действиям властей, которые, по его мнению, оставляют ветеранов в тяжёлом положении.
Однако в данном случае, во-первых, актуальны соображения о свободе выражения мнения и наши возражения против формулировок, содержащихся в ч. 3 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ, приведённые выше. Во-вторых, высказывания Шведа представляют собой не распространение сведений, т.е. утверждения о фактах, а эмоциональные оценки и выражение его личного отношения, причем направленные в первую очередь не против самого Дня Победы, а против форм его празднования. В-третьих, здесь отсутствует «явное неуважение к обществу» в целом — критика направлена на конкретные действия отдельных людей и властей, что является правомерным осуществлением права на свободу мнения, не содержащим призывов к насилию или дискриминации.
Таким образом, вменённые Шведу высказывания не содержат состава преступления.
Преследование за высказанное мнение противоречит Конституции РФ и Международному Пакту о гражданских и политических правах (МПГПП) Комитета ООН по правам человека. Так, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 («Свобода мнений и их выражения») МПГПП указано: «Пункт 1 статьи 19 требует защищать право беспрепятственно придерживаться своих мнений. В отношении этого права Пакт не допускает каких-либо исключений или ограничений <…> Защищены мнения по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам. Криминализация существования у лица своего собственного мнения не совместима с пунктом 1. Преследование, запугивание или стигматизация лица, в том числе арест, содержание под стражей, судебное разбирательство или лишение свободы за мнения, которых оно может придерживаться, является нарушением пункта 1 статьи 19».
Вменённые Шведу высказывания не имеют реальной общественной опасности и явно малозначительны, т.е., в соответствии со ст. 14 УК РФ, не могут быть квалифицированы как преступления.
Ещё яснее становится суть дела Шведа, если обратить внимание не только на формальное обвинение, но и на обстоятельства вокруг него. Как сказано на провластном ресурсе, Шведа «взяли в разработку сотрудники Центра по противодействию экстремизму МВД после того, как его творчество попало в Telegram-канал “Крымский СМЕРШ”». Также выложено видео, в котором ролики самого Шведа скомпилированы с видео его задержания, а затем его извинений. Фактически участники «Крымского СМЕРШа», сначала донесшие на Шведа в правоохранительные органы, а затем снимавшие само задержание, как бы наделяются правоохранительными функциями, которые на самом деле не могут и не должны быть им делегированы. Данный канал преследует тех, кто занимает сторону Украины относительно принадлежности Крыма либо выступает против войны, развязанной РФ. Таким образом даже не скрывается, что Шведа наказывают за его высказывания именно по инициативе «Крымского СМЕРША», и делают это в назидание другим.
Принесённые Шведом извинения и данные признательные показания, в которых он раскаивается в совершённом, никак не влияют на нашу оценку, как не влияют и на суть дела — преследование за высказывание, идущее вразрез с официальной идеологией.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый» находит, что уголовное дело против Евгения Шведа является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение публичной деятельности критиков власти и устрашение общества в целом, т.е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы Шведа явно непропорционально вменённому ему деянию и применено к нему в нарушение прав на свободу слова, на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Евгения Шведа политическим заключённым и требует прекращения его уголовного преследования и немедленного освобождения.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Адвокаты: Котенев Роман Вячеславович, Легостов Сергей Юрьевич.
Публикации в СМИ:
20 июля 2023 года. Настоящее время. Жителя Крыма обвинили в реабилитации нацизма: он назвал 9 мая «псевдопраздником», вызывающим у него «ужас с самого детства»
20 июля 2023 года. Крым.Реалии. Крымчанина обвинили в реабилитации нацизма: он назвал 9 мая «псевдопраздником», вызывающим «ужас с самого детства»
21 июля 2023 года. Корреспондент.NET. Россияне похитили жителя Крыма за «реабилитацию нацизма» — соцсети
21 июля 2023 года. ZMINA. Россияне обвинили крымчанина в реабилитации нацизма. Мужчина назвал 9 мая «псевдопраздником», вызывающим «ужас с самого детства».
28 февраля 2024 года. Настоящее время. Жителю аннексированного Крыма дали 2,5 лет колонии по делу о реабилитации нацизма: он назвал 9 Мая «псевдопраздником»
Дата обновления справки: 23.09.2024 г.