Витовтов Андрей Васильевич

Витовтов Андрей Васильевич родился 8 августа 1972 года, житель Барнаула, женат, отец несовершеннолетнего приёмного ребёнка, предприниматель, капитан речного флота. 8 октября 2024 года приговорён к 6 годам лишения свободы по ч. 2 ст. 205.2 УК РФПубличное оправдание терроризма и призывы к нему в сети “Интернет”»). Лишён свободы с 12 декабря 2023 года.

Полное описание

Следствие обвиняет Андрея Витовтова в публикации двух постов в антивоенном Telegram-канале «Лёд под ногами майора». Первый пост от 6 мая 2023 года посвящён покушению на пропагандиста Захара Прилепина, в нём содержится следующий текст: «Ну, что… не прошло и сорока дней со дня гибели одного пропагандиста [Татарского В.] — как тут новости про захарку прилепина уже на слуху. 

Ехал в Нижний Новгород на своём AUDI Q7 — и не доехал. Водитель точно уже никуда не доедет, а вот захарка угодил в больничку. 

Несмотря на визг среди главных голосов большой триколорной политической и новостной помойки о том, что это всё дело рук “преступного киевского режима” — группа “АТЕШ” взяла на себя ответственность за подрыв авто чуть ли не главного путинского графомана, романтизировавшего существование Л/ДНР и их преступных ватажков, впоследствии поочерёдно убитых там же. 

АТЕШ — респект! Следим за ситуацией. 

Есть инфо, что у преступника-писателя одна нога сломана, а другой уже нет. Ехал аккурат из ДНР — ну, разве это не карма?

Да, всё, что нужно знать о прилепине — кусочек интервью программы “Редакция” 2019 г.». Этой публикацией Витовтов, по мнению следствия, публично оправдывает терроризм. 

Второй пост, опубликованный 1 августа 2023 года, посвящён атаке беспилотников на столичный квартал «Москва-Сити»: «Чёт неспокойно на москве: опять «москва-Сити»: “принимает” беспилотники.

По словам мэра подсебянина, были сбиты несколько БпЛА на подлёте к столице, а один долетел до той же башни бизнес-центра “Москва-Сити”, что и 30 июля. Повреждён фасад на уровне 21 этажа. 

Главное, не останавливаться на достигнутом. Ведь в Москве ещё есть башни и поинтереснее…». По мнению следствия, в этой публикации Витовтов публично призывает к осуществлению террористической деятельности и оправдывает терроризм. 

12 декабря 2023 года Андрея Витовтова задержали на улице, после чего доставили в его квартиру, где был проведён обыск. У него изъяли коллекцию советских медалей, грамот и значков, деньги, а также банковскую карту (её изъятие, согласно СМИ, силовики отрицают). Затем обыск провели на складе запчастей, который арендует Витовтов. 14 декабря 2023 года Центральный районный суд Барнаула взял Витовтова под стражу. 

19 декабря 2023 года Витовтову предъявили обвинение. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого вынесено следователем следственного отдела по Центральному району Барнаула капитаном юстиции Овсянниковой Е.А. 

19 июля 2024 года судья Второго Восточного окружного суда в Новосибирске Силищев Дмитрий Николаевич начал рассматривать дело Витовтова. 8 октября 2024 года Витовтова приговорили к 6 годам лишения свободы. 

26 декабря 2023 года Витовтов внесён в список экстремистов и террористов с пометкой о принадлежности к террористам.

Основания признания политзаключённым

Telegram-канал «Лёд под ногами майора» имеет более 3 тысяч подписчиков, вёлся на русском языке и содержит много антивоенных и оппозиционных по отношению к российской власти публикаций. Канал вели два человека: владельцем канала является Андрей Витовтов, а администратором — живущая в Украине гражданка этой страны Юлия Хорина.

Андрей Витовтов и его защита утверждают, что два вменённых поста в канале разместил не он, а Юлия Хорина. Она подтвердила это, и защита Витовтова ходатайствовала о приобщении её нотариально заверенного подтверждения в качестве доказательства по делу, но ходатайство было отклонено следствием. В настоящий момент в Telegram направлен запрос данных об IP-адресе лица, разместившего две рассматриваемые публикации, который указал бы на Юлию Хорину. 

Супруга Андрея Витовтова отмечает, что последний пост в телеграм-канале был выложен 12 декабря 2023 года, через два часа после задержания Витовтова. Пост выложила Юлия Хорина, а вскоре после этого её лишили прав администратора канала. Через неделю, когда администратором канала значился уже только Витовтов, следствие провело экспертизу, которая подтвердила, что администратор у канала один Витовтов. Факт публикации последнего поста через два часа после его задержания, как и другие доказательства того, что Юлия Хорина тоже была администратором, следствие и суд отвергли. 

Мы не можем утверждать, что публикации действительно были размещены не Андреем Витовтовым, но такое поведение следствия определённо указывает на предвзятость и тенденциозность по отношению к Андрею Витовтову, что формирует неустранимые сомнения в его пользу и создаёт почву для последующего нарушения его права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). 

Отдельно от вопроса, действительно ли две вменённые публикации сделал Андрей Витовтов или нет, как утверждает он сам, рассмотрим их на предмет того, насколько они действительно дают основания для уголовного преследования. 

В примечании 2 к ст. 205.2 УК РФ сказано, что «под террористической деятельностью понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 настоящего Кодекса»

Публикация от 1 августа 2023 года посвящена атаке беспилотников на комплекс Москва-сити. Вооружённые силы Украины официально не признали свою роль в этом и подобных событиях. Тем не менее, российские власти возложили ответственность за атаку на украинскую сторону. Такая трактовка событий представляется существенно более вероятной, чем любая другая. Если принять версию российских властей, то атаку беспилотников нельзя рассматривать как террористический акт, поскольку тогда это акт войны, совершённый обороняющейся украинской стороной.  

На невозможность квалификации действий участников вооружённого конфликта на основании антитеррористических норм указывают, например, несколько международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом, которые ратифицировала Российская Федерация. Так, они прямо утверждают: «Действия вооружённых сил во время вооружённого конфликта, как эти термины понимаются в международном гуманитарном праве, которые регулируются этим правом, не регулируются настоящей Конвенцией, как и не регулируются ею действия, предпринимаемые вооружёнными силами государства в целях осуществления их официальных функций, поскольку они регулируются другими нормами международного права». Подобные положения закреплены, например, в Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года (ст. 21), Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года (ст. 19) и Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года (ст. 4)

Тем самым, эти договоры исключают квалификацию действий вооружённых сил сторон конфликта, осуществляемых в рамках этого конфликта, на основании норм по борьбе с терроризмом. Они должны быть оценены в соответствии с международным гуманитарным правом, которое, в свою очередь, не подразумевает ответственность лишь за обычное участие в боевых действиях. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы и обладают приоритетом над национальными законами.

Упомянутая во вмененном Витовтову комментарии атака не подпадает ни под одну из перечисленных выше статей, поэтому и посвящённая ей публикация не может быть квалифицирована как призывы к терроризму или его оправдание. 

Пост от 6 мая 2023 года, посвящённый покушению на пропагандиста Захара Прилепина, содержит в себе в основном описание этого события и характеристику самого Прилепина, которого разместивший публикацию называет «путинским графоманом, романтизировавшим существование Л/ДНР и их преступных ватажков». Также в публикации в качестве характеризующего Прилепина материала даётся ссылка на его интервью на YouTube-канале «Редакция», данное в 2019 году. В этом интервью Прилепин рассказывает о своём участии в боевых действиях на Донбассе, где он был «заместителем командира батальона армии ДНР», и утверждает, что батальон под его руководством убил больше людей, чем другие: «Просто по показателям… редко кто мог сравниться с моим батальоном. Просто то, что мы делали, полный голимый беспредел, что мы вытворяли»

Таким образом, в своём посте автор рассказывает о том, что произошло покушение на Прилепина, выражает своё резко негативное отношение к этому деятелю и в обоснование этого приводит ссылку на его интервью. Прилепин и по сей день продолжает свою деятельность в качестве не только активного пропагандиста преступной войны, развязанной Россией в Украине, но и в качестве военнослужащего — в частности, ему присвоено звание подполковника Росгвардии. 

Следственный комитет квалифицировал покушение на Прилепина как теракт, а ответственность за это взяла на себя группа «АТЕШ», называющая себя партизанским движением, действующим против России на украинских территориях, оккупированных РФ, а также на территории РФ. Мы не можем утверждать, действительно ли группа «АТЕШ» существует и действительно ли она осуществила покушение на Прилепина, но это и не является существенным для анализа данного уголовного дела с точки зрения политической составляющей. 

Очевидно, что оправдание терроризма следствие усмотрело прежде всего во фразе: «группа “АТЕШ” взяла на себя ответственность за подрыв авто <…> АТЕШ – респект!» Рассмотрим её подробнее. 

Согласно примечанию к ст. 205.2 УК РФ «…под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Единственным публичным признанием ответственности за покушение стало опубликованное в соответствующем Telegram-канале заявление группы «АТЕШ», в котором нет ни одного требования. Исходя из этого заявления, целью покушения было в первую очередь именно убийство Прилепина, а не достижение каких-то иных целей посредством его убийства. В отношении Прилепина было совершено неудачное покушение на убийство, которое окончилось убийством его водителя. В связи с этим квалификация данного покушения как теракта представляется сомнительной. Кроме того, в фразе «АТЕШ – респект!», в контексте вмененного Витовтову поста, на наш взгляд, скорее, выражается одобрение предполагаемого результата покушения — вреда здоровью Захара Прилепина, который автор, видимо, рассматривает как заслуженное воздаяние за его вклад в преступную войну, — нежели способа действий «Атеш» или практики или идеологии терроризма. Таким образом, мы полагаем, что и квалификация публикации Витовтова об этом покушении как оправдания терроризма необоснованна.

На наш взгляд, при оценке этих публикаций уместно по аналогии применить шестичастный тест, содержащийся в Рабатском плане действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию, выработанном и принятом ООН. Этот тест предполагает необходимость комплексной оценки высказываний с учётом их контекста; личности и статуса субъекта высказывания; его намерения; содержания и формы высказывания; степени его публичности; и, наконец, вероятности реализации предполагаемого призыва.

Прежде всего, важен контекст размещения данных публикаций. 24 февраля 2022 года РФ совершила агрессивное нападение на Украину. 2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. Резолюция требует, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины, а также немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в её международно признанных границах. 

Украина в данном случае является обороняющейся стороной, и её действия в рамках этой войны полностью легитимны с точки зрения международного права. Любые действия частных лиц, направленные против агрессии РФ, а значит, на восстановление мира, соответственно являются общественно-полезными. Основная цель обоих вменённых в рамках данного уголовного дела постов, как и многих других постов в Telegram-канале «Лёд под ногами майора», — выразить резкое осуждение военных действий, которые ведёт РФ по отношению к Украине, и пожелать их скорейшего прекращения. 

Оценивая эти публикации с точки зрения Рабатского теста, можно отметить, что они не содержит прямого призыва, то есть в них отсутствуют побуждающие к действию формулировки. Даже если кто-то из аудитории Telegram-канала и воспринял бы это как призыв, вероятность реализации подобного действия стремится к нулю, поскольку для этого необходимы ресурсы, недоступные простому обывателю. С другой стороны, ВСУ и иные структуры, имеющие такие возможности, вряд ли стали бы следовать рекомендациям из Telegram-канала. 

Если же рассматривать обвинение буквально, то, видимо, имеется в виду, что прочитавшие эти публикации люди станут самостоятельно направлять беспилотники на объекты в РФ и самостоятельно организовывать покушения на провоенных пропагандистов. С одной стороны это является маловероятным в связи с тем, что для обоих действий нужно обладать большим количеством разнообразных ресурсов и навыков, недоступных простому обывателю. С другой стороны такой «призыв» является избыточным, так как атака беспилотниками и так уже является формой противостояния агрессии РФ, вне зависимости от поста в Telegram-канале. Покушения же на агрессивных провоенных пропагандистов становятся следствием в первую очередь их собственных выступлений, а не призывов сторонних источников. Таким образом, получается, что те, кто имеет реальную возможность осуществить оба действия, очевидно не будут следовать призывам из Telegram-каналов, поскольку руководствуются иными аргументами. 

Таким образом, обвинение Андрея Витовтова, во-первых, вызывает сомнения с фактической точки зрения, поскольку существуют сомнения в том, что именно он разместил вменяемые публикации. Во-вторых, это обвинение несостоятельно по содержанию, так как вменённые публикации не содержат совокупности необходимых признаков оправдания и призывов к терроризму. Резкость и кровожадность высказываний, вменяемых Витовтову, безусловно, вызывают отторжение и могут оцениваться как морально неприемлемые, однако они не составляют, на наш взгляд, уголовно наказуемого деяния. 

Мы полагаем, что даже если у рассматриваемого высказывания о Прилепине и есть какая-то общественная опасность, его комплексная оценка приводит к однозначному выводу, что уголовное преследование и тем более лишение свободы явно непропорциональны этой опасности.

Обращает на себя внимание и избирательность применения указанной и близких к ней по смыслу статей УК РФ. Например, нет уголовных дел против известного российского пропагандиста Владимира Соловьева, с бравадой называющего себя террористом и призывающего к уничтожению целых городов, как и других пропагандистов, призывающих к геноциду украинцев. Очевидно, преследованиям в РФ подвергаются только выступающие против определённой идеологии, которую власти в данный момент провозгласили верной. И особенно жёстко наказываются люди, выступающие против войны, в какой бы форме они ни высказывали свою точку зрения.

Дополнительно отметим, что, как сообщает издание ОВД-инфо, в заключении у Витовтова начались проблемы со здоровьем: у него немеет рука. Ему также отказывают в свиданиях с родными, поскольку он отказывается сотрудничать со следствием.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Андрея Витовтова является политически мотивированным, направленным на устрашение общества в целом, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы было применено к нему в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах. Мы считаем, что преследование Витовтова связано исключительно с его политическими взглядами, а именно — с его проукраинской позицией и осуществлением им свободы высказывания.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Андрея Витовтова политическим заключённым и требует его немедленного освобождения и прекращения его уголовного преследования.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Банщиков Сергей Борисович.

Публикации в СМИ:

10 ноября 2024 года. Сибирь.Реалии. «Боюсь, его там начнут бить, чтобы по УДО не вышел». Шесть лет колонии за два чужих поста

24 января 2024 года. ОВД-Инфо. На барнаульца завели уголовное дело по статье об оправдании терроризма

Дата обновления справки: 25.11.2024 г.