Юферов Матвей Алексеевич
Юферов Матвей Алексеевич
Юферов Матвей Алексеевич родился 5 октября 2002 года, москвич, на момент ареста студент II курса Российского государственного гуманитарного университета. 24 декабря 2021 года по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 354.1 УК РФ («Оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично с использованием сети "Интернет "»), приговорён Московским городским судом к 4 годам колонии общего режима. Лишён свободы с 27 ноября 2021 года.
Полное описание
Матвей Юферов осуждён за то, что в ночь на 25 ноября 2021 года помочился на стенд с портретом ветерана Великой Отечественной войны на Измайловском бульваре.
Как пишет Медиазона, ссылаясь на самого Матвея, он в ту ночь собирался поехать на поезде в Санкт-Петербург, чтобы навестить свою девушку. Перед тем как уехать из Москвы, он встретился с друзьями, и они напились в баре. По пути на вокзал Юферов справил нужду на стенд с портретом ветерана, попросив провожавшего его на вокзал друга сфотографировать это, и затем выложил фото на своей странице в Instagram. Вскоре скриншоты этой записи опубликовал в своём канале Владислав Поздняков, основатель признанного экстремистским сообщества «Мужское государство». Была начата прокурорская проверка.
27 ноября 2021 года по возвращении в Москву Матвей Юферов был арестован в аэропорту. У него дома не менее трёх раз прошли обыски, однако, как рассказывает его мать, никакой нацистской символики обнаружено не было, поскольку он никогда ей не увлекался.
Стоит отметить, что Юферов достаточно быстро (вероятно, протрезвев) удалил фотографии и записал видео с извинениями и раскаянием. «Я знаю, что этот поступок настолько аморален, что меня поедает изнутри, когда я смотрю на это», — сказал Матвей Юферов. В разговоре со следователем он также признал вину и отметил, что его «выходка» была «циничной и вопиюще хулиганской», но при этом заявил, что никогда не разделял нацистских и экстремистских убеждений. Также Юферов пожертвовал одному из фондов помощи ветеранам 30 тысяч рублей, которые накопил, подрабатывая курьером.
Тем не менее Следственный Комитет усмотрел в поступке студента «умысел на публичное осквернение символа воинской славы России и унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны» и возбудил дело по ч. 4 ст. 354.1 УК РФ. По версии прокуратуры, Юферов, «находясь на объекте мемориального значения — Аллея славы ветеранов Великой Отечественной войны — жителей района Измайлово г. Москвы, расположенной на Измайловском бульваре, совершил действия, оскорбляющие память защитников Отечества, унижающие честь и достоинство ветерана Великой Отечественной войны, — осквернил стенд, посвящённый ветерану Великой Отечественной войны гвардии-лейтенанту Фролову Анатолию Александровичу, награждённому Орденом Великой Отечественной войны I степени, многочисленными медалями, в том числе “За оборону Москвы”. Свои преступные действия он снял на камеру мобильного телефона, после чего разместил в социальной сети».
Потерпевшим по делу был признан Сергей Фролов — 69-летний сын ветерана, фото которого было размещено на стенде. Он заявил, что поступок Юферова его обидел. После вынесения приговора Фролов предположил, что молодого человека вскоре освободят условно-досрочно.
Адвокат Соломина, представлявшая интересы Юферова на предварительном следствии, отмечала, что, на её взгляд, «судья будет руководствоваться не только процессуальными моментами и материалами следствия, но и, очевидно, политической повесткой». По её мнению, сейчас власть создаёт у населения запрос на показательные наказания для героев подобных историй. «Раз писает на ветерана — значит, фашист. Это априори, доказательству не подлежит, в воздухе просто носится этот огромный запрос и желание покарать, и очень жестоко покарать».
Адвокат критически отозвалась о статье о реабилитации нацизма, по которой практически «любое хулиганское действие можно подверстать к нацистским взглядам, даже если их нет». Она согласилась с тем, что поступок её подзащитного отвратителен с точки зрения морали, но его точно нельзя считать реабилитацией нацизма — по её мнению, эти действия стоило бы квалифицировать максимум как вандализм, хотя, по сути, речь идёт о мелком хулиганстве, т.е. административном нарушении.
«Она же [статья 354.1 УК] практически была мёртвая, нерабочая. А сейчас, на волне патриотического порыва и придания Великой Отечественной войне какой-то новой духовной скрепы, решили, что любой отход от государством заданной точки зрения по отношению к этому празднику нужно приравнять к нацистским взглядам. Это абсолютно порочная история, порочная практика. И самое главное — от этого страдают и следствие и сам [судебный] процесс», — сказала адвокат изданию «Медиазона».
Татьяна Юферова, мать Матвея, на допросе в СК рассказывала, что сын всегда проявлял уважение к ветеранам и они каждое 9 мая всей семьёй традиционно возлагали цветы к мемориалу, посвящённому подвигам воинов ВОВ, в Истре, где живут Юферовы — прапрадед студента тоже воевал. Отец Матвея — офицер в отставке.
Уголовное дело было возбуждено по материалам проверки Измайловской межрайонной прокуратуры. СМИ сообщали, что, согласно их источникам, «в связи с большим общественным резонансом» дело находилось на личном контроле руководителя ГСУ по Москве генерала Андрея Стрижова и даже у главы Следственного комитета Александра Бастрыкина.
Дело рассматривал Московский городской суд. Обвинение просило назначить Матвею наказание в виде 5 лет лишения свободы — максимальная санкция по этой статье. 24 декабря 2021 года судья Сергей Геннадиевич Подопригоров приговорил Юферова к 4 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с размещением материалов в сети «Интернет», сроком на 5 лет.
Основания признания политзаключённым
Статью 354.1 УК РФ ужесточили в апреле 2021 года, вскоре после суда над Алексеем Навальным — тогда политика бездоказательно обвиняли в клевете на ветерана Великой Отечественной войны Игната Артёменко. В частности, её состав дополнился наказанием за «унижение чести и достоинства ветерана» в СМИ или Интернете. В декабре 2021 года Медиазона отмечала, что «за последние несколько месяцев фигурантами уголовных дел о реабилитации нацизма (статья 354.1 УК) стали несколько россиян: бездомный, расплавивший пластиковые венки на вечном огне, чтобы просушить носки, кировчанин, назвавший останки советских солдат “тухлым мясом”, а войну бессмысленной, житель Владивостока, который вставил фото Гитлера в один ряд с ветеранами на сайте “Бессмертного полка”».
Мы полагаем, что ч. 3 и 4 ст. 354.1 УК РФ созданы российскими властями с конъюнктурно-пропагандистскими, манипулятивными и репрессивными целями. Они явно избыточны, не отвечают принципу правовой определенности и, по сути, противоречат как Конституции РФ, так и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Расширение и ужесточение ранее почти не применявшейся нормы связано с её политизацией: это обусловлено государственной политикой, направленной на идеализацию действий СССР во Второй мировой войне и на сакрализацию образа её ветеранов. Власть культивирует идею их непогрешимости и неприкосновенности, пытаясь консолидировать общество вокруг идеи великой победы, а себя представить её правопреемницей и монопольным хранителем памяти о ней.. В рамках такой мифологии любое посягательство на память ветеранов ВОВ воспринимается как посягательство на основы самой власти и карается с особой суровостью, несоразмерной фактически содеянному.
Однозначно осуждая поступок Матвея Юферова как дурной и безнравственный, мы, тем не менее, полагаем, что четыре года лишения свободы — это совершенно несоразмерное наказание, продиктованное представлениями власти и подконтрольного ей суда о политической целесообразности. Придание идеологического и якобы общественно опасного мотива хулиганской выходке пьяного студента (в которой он к тому же публично раскаялся) не выдерживает проверки здравым смыслом. Такого рода поступок может рассматриваться как административное правонарушение, но вне сомнения, не имеет общественной опасности, необходимой не только для лишения свободы, но и в принципе для уголовного преследования.
О том, что наказание, назначенное Матвею Юферову, несоразмерно совершенному им преступлению, заявлял после приговора даже провластно настроенный Председатель Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. «В судопроизводстве стал нарушаться баланс между тяжестью преступлений и наказанием. Надо было дать ему месяц обязательных работ — горшки выносить, например, а тут четыре года колонии. Это перебор», — заявил он. По словам Фадеева, в России существует «разбалансированность» между наказаниями за преступления. «За убийство могут дать пять лет, и за то, что помочился не туда, — четыре года», — отметил глава СПЧ.
Проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Матвея Юферова является политически мотивированным, направленным на удержание власти субъектом властных полномочий. Лишение свободы применено несоразмерно содеянному им и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Матвея Юферова политическим заключённым и требует его освобождения.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь
Если вы знаете что-то о местонахождении Матвея Юферова, его адвокате, родственниках или группе поддержки, сообщите нам на почту: [email protected]
Адвокат на стадии следствия — Татьяна Соломина.
Публикации в СМИ:
Дата обновления справки: 22.11.2023 г.