Житников Егор Владимирович

Статья УК:
Житников Егор Владимирович
Житников Егор Владимирович родился 12 декабря 1983 года, житель города Сарапул Удмуртской Республики. 5 июня 2024 года приговорён по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Оправдание терроризма в сети “Интернет”») к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима. Дата лишения свободы неизвестна.
Включение людей в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает их признания политзаключёнными.
Полное описание
О преследовании Егора Житникова стало известно из пресс-релиза Центрального окружного военного суда Самары, сообщившего о вынесении приговора. В пресс-релизе говорилось, что Житников осуждён за публикацию трёх текстовых сообщений (подробности не приводились), а также, что, «достоверно зная о признании в Российской Федерации террористическим актом подрыва Каховской ГЭС, совершённого участниками украинских воинских формирований, Житников в тот же день аналогичным способом опубликовал текстовый комментарий, содержащий утверждение о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. С размещенными Житниковым общедоступными текстовыми сообщениями и комментарием ознакомился ряд пользователей социальных сетей».
30 июня 2023 года Житников был внесён в Перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга.
Приговор вынесен 5 июня 2024 года Центральным окружным военным судом в Самаре судьёй Ментовым Вадимом Геннадьевичем. Помимо основного наказания, Житников лишён права администрировать сайты в Интернете сроком на 2 года. После апелляции 4 сентября приговор оставлен без изменения.
Признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы
Мы не располагаем информацией о том, какие именно публикации стали основанием для привлечения Егора Житникова к уголовной ответственности и его осуждения, но вменённая ему статья и до начала полномасштабного вторжения в Украину часто использовалась властью для преследования тех, кто в чём-то с ней несогласен. С началом же широкомасштабных военных действий репрессии усилились в первую очередь в отношении антивоенных активистов, а также граждан, выражавших несогласие с агрессивной войной.
Преступление по ст. 205.2 УК РФ считается совершённым с момента высказывания. При этом не рассматривается, побудило ли оно кого-то к реальным действиям, поскольку власть и подконтрольные ей суды интересуют не вероятные общественно-опасные последствия, а лишение инакомыслящих возможности выражать свою точку зрения.
Мы полагаем, что «преступление» Егора Житникова стоит рассматривать в контексте предыдущих попыток его преследования. Ещё до начала полномасштабной войны правоохранительные органы пытались как минимум дважды привлечь Житникова к административной ответственности. В сентябре 2019 года в Сарапульский городской суд направлялись материалы для привлечения Егора Житникова к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование запрещённой атрибутики или символики») и по ст. 20.29 КоАП РФ («Производство и распространение экстремистских материалов»). В обоих случаях суд отказался рассматривать дела по существу. Дело по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ было передано мировому судье по подсудности, а по ст. 20.29 КоАП РФ — возвращено в МВД. Установить дальнейшую судьбу этих дел не удалось.
Стоит подчеркнуть, что обе вменявшиеся Житникову административные статьи часто используются для политически мотивированного преследования. Правоохранительные органы, вероятно, стремились добиться прекращения публичной активности Егора Житникова, что подтверждается многократными попытками привлечь его к административной ответственности ещё до начала полномасштабной войны. Уголовное дело против Житникова можно рассматривать как продолжение давления с целью лишить его возможности выражать несогласие с действиями властей. Мы не знаем, что именно стало формальной причиной его преследования, однако контекст дела и характер предъявленных обвинений указывают на политическую мотивацию.
Тем не менее, для признания Егора Житникова политическим заключённым нам в настоящее время недостаёт документов по делу, содержащих информацию о том, какие именно призывы ему вменены.
Мы продолжим следить за его делом и оставляем за собой право при получении возможности изучения материалов принять дополнительные решения.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», считает, что преследование Егора Житникова содержит признаки политической мотивации, лишение свободы с большой степенью вероятности применено к нему несоразмерно степени общественной опасности содеянного, в нарушение его прав на выражение мнения и справедливый суд, а приговор с большой степенью вероятности вынесен в отсутствие состава преступления.
Мы требуем пересмотра дела Егора Житникова с соблюдением всех стандартов справедливого суда, в том числе общепризнанных принципов и норм международного права.
Включение людей в список лиц, подвергающихся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает ни согласия с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Публикации в СМИ:
7 июня 2024 года. Медиазона. Жителю Удмуртии назначили больше трёх лет колонии из‑за комментариев о прорыве Каховской ГЭС
7 июня 2024 года. ОВД-Инфо. Жителя Удмуртии приговорили к трём с половиной годам колонии из-за комментариев в интернете
7 июня 2024 года. Настоящее время. В России военный суд назначил жителю Удмуртии 3,5 года колонии по делу об оправдании терроризма из-за комментария о подрыве Каховской ГЭС
7 июня 2024 года. THE NEW TIMES. Жителя Удмуртии приговорили к 3,5 годам колонии за комментарии о Каховской ГЭС
Дата обновления справки: 06.05.2025 г.