«Мемориал» признал политзаключенными 10 человек по казанскому делу «Хизб ут-Тахрир»

В Самаре в настоящее время проходит судебный процесс над Ильнаром Зялиловым, Абдукахором Муминджановым, Русланом Габидуллиным, Азатом Гатауллиным, Сергеем Держипильским, Зульфатом Сабирзяновым, Рустемом Салахутдиновым, Комилем Матиевым, Фаридом Крыевым и Ильназом Сафиуллиным. Все подсудимые обвиняются в причастности к международной религиозной организации «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической Верховным судом России в 2003 году. Дело слушает коллегия Приволжского окружного военного суда.

Как и в иных известных нам уголовных делах об участии в «Хизб ут-Тахрир», в этом деле нет ни единого указания на то, что фигуранты совершали или планировали совершить насильственные преступления, а тем более какие-либо действия, которые можно было бы назвать террористическими с позиций здравого смысла.

«Мемориал» не согласен с решением Верховного суда о признании «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией. Мы считаем обвинения против фигурантов дела «казанской десятки» безосновательными и требуем освободить всех подсудимых.

В чем обвиняют фигурантов дела

  • Зялилову, Муминджанову, Габидуллину, Гатауллину и Держипильскому вменяют ч.1 ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации, от 15 лет до пожизненного лишения свободы). Сабирзянову, Салахутдинову, Матиеву, Крыеву, Сафиуллину — ч.2 ст. 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации, от 10 до 20 лет).
  • Следствие полагает, что первые пять фигурантов вовлекли в деятельность террористической организации остальных пятерых. Эта деятельность выразилась в собраниях, на которых фигуранты обсуждали политические события в мире, приложение норм шариата к повседневной жизни и способы агитации мусульман, а также в организации футбольных игр, которые также использовались для привлечения новичков.
  • Зялилова, Габидуллина и Гатауллина также обвиняют по ч.1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности, до 15 лет лишения свободы) в связи с тем, что они собирали членские взносы. Помимо этого, многим фигурантам единовременно вменили ч.1 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья частично декриминализована), ч.2 ст. 205.2 (публичные призывы к террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма с использованием интернета, до 7 лет лишения свободы).
  • Поводом послужили разные публикации в соцсетях, вменение большинства из которых представляется нелепым. Например, Габидуллина обвиняют в том, что он сделал репост новости «Настоящего времени» о вступлении в силу «закона Яровой» и сопроводил его комментарием: «Ждем первых жертв»; Сабирзянову вменили фото с изображением плаката: «О Аллах, я прошу у тебя защиты от тревог и печалей, от слабости и лени от трусости и скупости, и от бремени долга и притеснения».
  • Абдукахору Муминджанову вменяют ч.1 ст. 205.2 (публичные призывы к террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, до пяти лет лишения свободы) УК РФ за то, что в сентябре 2013 года он произнес речь в казанской мечети «Султан», в которой призвал присоединиться к «Хизб ут-Тахрир» или «хотя бы сделать дуа».

Признание лица политзаключенным или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Read this text in English

  • Казанское дело 10 о членстве в запрещенной «Хизб ут-Тахрир»
    Подробнее
  • Преследование организации «Хизб ут-Тахрир»
    Подробнее