«Мемориал» признал политзаключёнными шестерых мусульман, преследуемых по обвинениям в причастности к «Хизб ут-Тахрир» в Крыму
Правозащитный центр «Мемориал» считает, что крымских татар Акрамжона Абдуллаева, Айдера Джаппарова, Нематжона Исроилова, Ризу Омерова, Энвера Омерова и Энвера Сейтосманова преследуют по политическим мотивам в связи с ненасильственным осуществлением ими прав на свободу совести, вероисповедания и ассоциаций. Их лишили свободы, чтобы они прекратили публичную деятельность и критику власти. Согласно международным критериям, они являются политическими заключёнными. Мы требуем их немедленного освобождения.
- Аресты и суды
Двоих граждан Киргизии, живших в Севастополе, — Акрамжона Абдуллаева и Нематжона Исроилова — арестовали летом 2016 года. Осенью 2018 года военный суд приговорил их к 15 и 13 годам колонии строгого режима соответственно.
Ещё одного севастопольца, активиста крымскотатарского национального движения Энвера Сейтосманова, ФСБ задержала весной 2018 года. В декабре 2019 года Южный окружной военный суд приговорил его к 17 годам колонии строгого режима.
Крымских татар из Белогорского района — Айдера Джаппарова, Энвера Омерова и его сына Ризу — взяли под стражу летом прошлого года. Сейчас их дело рассматривается в суде.
- ФСБ: членство в «Хизб ут-Тахрир» — террористическая деятельность
Акрамжон Абдуллаев и Нематжон Исроилов, по данным ФСБ, будучи с 2000 года участниками международной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения», далее — ХТ; в России признана террористической и запрещённой), в 2013–2014 годах прибыли в Севастополь «под видом трудовых мигрантов». Они «приискали» нескольких мусульман и «под видом изучения традиционного ислама» проводили собрания, в которых пропагандировали идеологию этой партии, чем, согласно приговору, совершили преступления по ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в ней).
Энвер Сейтосманов, как утверждает следствие, вступил в другую севастопольскую ячейку «Хизб ут-Тахрир» осенью 2014 года. «Являясь в данной ячейке заместителем руководителя, Сейтосманов, организуя её деятельность, осуществлял пропагандистскую работу среди населения», преступив, как гласит приговор, ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации).
Энвер Омеров, которого ФСБ считает членом ХТ, не позднее февраля 2017 года создал подразделение партии в Белогорске и совместно с Айдером Джаппаровым руководил им. К участию они привлекли сына Энвера Омерова Ризу. Как и в остальных случаях, их партийная деятельность заключалась в проведении собраний по изучению ислама и идеологии ХТ. Следствие зафиксировало их пожелание в будущем создать идеальное государство мусульман (возрождение всемирного исламского Халифата), поэтому, помимо ст. 205.5 УК, Омеровых и Джаппарова обвинили также по ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ (приготовление к насильственному захвату власти организованной группой).
- Почему «Мемориал» считает их политзаключёнными
Осуждённые мусульмане оказались виновны только в том, что были участниками общественного объединения. Им не вменяли подготовку терактов или озвучивание террористических угроз. Их преследование нарушает ст. 28 Конституции России, гарантирующую каждому «свободу совести, свободу вероисповедания».
«Мемориал» считает незаконным объявление ХТ террористической организацией. В решении Верховного суда от 2003 года ХТ посвящён один абзац из трёх предложений. В них не содержится никаких доказательств её террористической деятельности.
За годы, прошедшие с признания ХТ террористической организацией в РФ, к уголовной ответственности по обвинениям, связанным с участием в ней, были привлечены сотни мусульман. С каждым годом суды назначают верующим всё более длительные сроки лишения свободы (до 24 лет колонии строгого режима). В настоящее время по обвинениям в причастности к ХТ преследуют около 300 человек.
Несправедливость и незаконность преследования мусульман, обвиняемых в причастности к ХТ в ситуации Крыма усугубляется тем, что по украинскому законодательству эта организация легальна.
Обвиняемые крымские татары принимали участие в поддержке преследуемых российскими властями крымчан и их семей. Удобное и привычное обвинение в причастности к ХТ стало инструментом для подавления общественной солидарности жителей Крыма.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Читать подробнее: о деле граждан Киргизии в Крыму, о белогорском деле троих о членстве в ХТ, о деле Энвера Сейтосманова.
- Как помочь
Отправить письма политзаключённым Крыма можно через сайт организации «Крымская солидарность».
Помочь детям арестованных крымских татар можно перечислив средства на карту РНКБ № 2200 0202 0883 9409 (Куртбединова Севиль Зевриевна)
Яндекс-кошелёк № 410011205892134, карта «Сбербанка» № 5469 3800 7023 2177 и PayPal [email protected] Фонда помощи всем политзаключённым.