«Травма президенту»
Сегодня, 18 августа, в Перми в зале суда взят под стражу молодой инженер-топограф и художник Александр Шабарчин, известный акциями «Дай „пять“, если против Путина!», «Посигналь, если против Путина!». Он наказан двухлетним заключением за хулиганство, усмотренное в создании им и размещении чучела, похожего на президента Владимира Путина, а также видеоролика с похожим на Путина персонажем, которые причинили «психологическую травму президенту». Студент Данила Васильев, признанный заместителем этого «лидера организованной группы», приговорен к 1 году условного лишения свободы. Третий подсудимый, программист Александр Эткин (Котов), оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
В списках тайной полиции
На оглашение приговора 18 августа в Ленинский районный суд Перми пришли двое из трех подсудимых. Это 18-летний студент Данила Васильев и 22-летний художник Александр Шабарчин. 26-летний программист Александр Эткин (Котов) на заседание не явился. Каждый из молодых людей был обвинен в хулиганстве, «то есть грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам политической, идеологической вражды и по мотиву вражды в отношении какой-либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору» (часть 2 статьи 213 УК РФ). Выступая 7 августа в прениях, прокуроры Мария Быкова и Ольга Попова попросили для обвиняемых соответственно полтора, три и два года заключения в колонии общего режима.
Криминал был выявлен в том, что воскресным днем 11 ноября 2018 года в центре Перми Шабарчин и Васильев привязали к столбу манекен, похожий на действующего президента РФ Владимира Путина, с надписями «Лжец» и «Военный преступник Пыня В. В.». В течение 43 минут Эткин снимал реакцию прохожих на уличный перформанс. Затем в YouTube появилось видео «Спецназ задержал Путина».
«Имена наши уже были занесены в списки тайной полиции. Первая игра голубой кошки и мышки началась», — под этими словами своего ровесника могли бы подписаться все трое обвиняемых. Цитата взята из книги «Былое и думы» Александра Герцена, который 23-летним был сослан в апреле 1835 года в Пермь после 9-месячного заточения в Москве. Этого вольнодумца тоже наказали за слово. Но не за пение приятелями пасквильных стихов, где рядом с именем императора Николая Первого имелись слова «сукин сын, подлец». Молодого Герцена покарали за мнения «в захваченных бумагах и письмах». На допросах следственная «комиссия сочла нужным прибавлять к каждой выписанной фразе: «Как вы объясняете следующее место вашего письма?» — вспоминал Герцен.
Из приговора, который 18 августа 2020 года огласил в Перми судья Сергей Сыров, следует — имена Александра Шабарчина, Данилы Васильева и Александра Эткина были занесены в списки ФСБ и Центра «Э» задолго до перформанса 11 ноября 2018 года. Каждого ранее задерживали на акциях против пенсионной реформы и других свершений путинской власти, привлекали к административной ответственности.
Пригрозил подбросить наркотики
Сразу после задержания 11 ноября 2018 года Данилу Васильева (в то время несовершеннолетнего) закрыли в полицейский фургон. Сотрудник ФСБ Тимур Титов предложил назвать организацию, к которой принадлежит 17-летний парень, в противном пригрозил подбросить наркотики — приведены в приговоре о «чучеле Путина» показания подсудимого.
Доводы Васильева, Шабарчина и Эткина, что они не состоят ни в какой политической организации, проверили эксперты. Согласно двум заключениям, подшитым к делу о хулиганстве, эти трое молодых людей создали микрогруппу. Эксперты из Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) решили, что в составе организованной группы парни намеревались придать огласку своим неправомерным действия, публично осмеять Путина и проявить явное неуважение к президенту. Выбранный способ оскорбителен, вызывает негативный настрой к Путину, отмечено в заключениях.
Две психолого-лингвистические и юридические экспертизы, проведенные пятью сотрудниками ПГНИУ, положены в основу приговора. При этом суд не нашел ничего необычного в личных данных некоторых экспертов. Так, доцент кафедры психологии развития Лина Зарипова замужем за действующим полицейским. А доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Николай Чудин входит в общественный совет при краевом управлении СКР и в ассоциацию криминологов при генеральной прокуратуре РФ и в общественный совет при краевом управлении СКР. Между тем, одно ведомство расследовало дело о «чучеле Путина», а другое надзирало за следствием и оперативно-розыскной деятельностью полиции, ФСБ.
Провокация против государства
Герцен рассказал в «Былом и думах», что его дело «о лицах, певших в Москве пасквильные стихи» было устроено 24 июня 1834 года полицейскими. Подосланный ими отставной офицер Скарятка пригласил подвыпивших студентов к себе на именины, обещая дюжину шампанского: «Все поехали. Шампанское явилось, и хозяин, покачиваясь, предложил еще раз спеть песню Соколовского. Средь пения отворилась дверь, и взошел Цынский с полицией».
Вот и 11 ноября 2018 года в Перми едва ли не первыми возле привязанного «чучела Путина» оказались супруги Элла и Дмитрий Суворовы — проходившие мимо сотрудники краевого главка МВД РФ в штатском. Полицейский Суворов вызвал наряд и задержал несовершеннолетнего Васильева.
Помимо этих свидетельских показаний против осужденных использованы слова иных сторонников нынешней власти. Среди них — руководитель региональной организации «Молодая гвардия» партии «Единая Россия» («МГЕР») Игорь Новоселов и пресс-секретарь местной «МГЕР» Светлана Старикова. А также — глава региональной организации «Народно-освободительное движение» («НОД») Михаил Ефимов. Обличительные показания дали в суде другие активисты «МГЕР» и «НОД». По их словам, подсудимые действовали «не только против авторитета и личности президента РФ Путина В. В., но и против всей политики государства, как внутренней, так и внешней (…) совершили провокацию против основ государственности, а также усомнились в результатах прошедших выборов президента, тем самым оскорбили чувства и убеждения граждан, участвовавших в выборах».
Пустота и немота
«Удушливая пустота и немота русской жизни, странным образом соединенная с живостью и даже бурностью характера, особенно развивает в нас всякие юродства», — заметил Александр Герцен.
Спустя полтора века его тезка Александр Шабарчин устал от деградации России. В последнем слове на заседании 7 августа 2020 года он сказал: «Я считаю, что содержание акции и та сборно-разборная конструкция, которую я использовал в акции вместо плаката, никак не должна пресекаться законом. Это было лично мое мнение, построенное на художественных приемах — аллюзии и гротеске (…) Это был мой художественный перформанс. Никого оскорбить я не хотел. Это был образ с акцентированием внимания на проблеме. И говорить, что я пропагандирую деструктивное поведение, нельзя!»
Несколько свидетелей защиты поделились в суде своими наблюдениями. По их мнению, в уличном перформансе и размещенном видеоролике есть сатира и нет оскорблений.
Приговор по нераскрытому делу
В оглашенном приговоре перечислены другие видеоролики, которые Александр Шабарчин разместил в YouTube на своем популярном канале «Гроза Перми» — в том числе и «Дай „пять“, если против Путина!», «Посигналь, если против Путина!» Похоже, за критику действующего президента и наказан этот молодой человек. Тома его уголовного дела остались нераскрытыми для проверки версии об отсутствии какого-либо криминала.
«Простой народ (…) он вообще со стороны наказанных. Около сибирской границы слово „ссыльный“ исчезает и заменяется словом „несчастный“. В глазах русского народа приговор не пятнает человека, — убедился уральский узник Александр Герцен. — В Пермской губернии, по дороге в Тобольск, крестьяне выставляют часто квас, молоко и хлеб в маленьком окошке на случай, если „несчастный“ будет тайком пробираться из Сибири».
Поддержать наказанных Александра Шабарчина и Данилу Васильева к зданию суда тоже пришел «простой народ». Кто-то стоял в одиночных пикетах, протестуя против несправедливости, кто-то молча демонстрировал готовность помочь незапятнанным. «Вы воспитали настоящего человека! Вы можете гордиться своим сыном», — сказал я Наталье Шабарчиной — маме взятого под стражу Александра Шабарчина.
Михаил Лобанов