Видеодоказательства опровергают умысел в создании экстремистского сообщества: продолжается процесс ингушской оппозиции
21 и 22 сентября в Ессентуках прошли очередные заседания Кисловодского городского суда по делу лидеров ингушской оппозиции — Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова, Исмаила Нальгиева, Зарифы Саутиевой, Малсага Ужахова, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева. Им предъявлены обвинения в организации насилия на митинге в Магасе в 2019 году, а также в создании экстремистского сообщества или участии в нём. Всех семерых Правозащитный центр «Мемориал» признал политическими заключёнными. В течении двух дней в суде было допрошены два свидетеля и отсмотрены несколько видео, доказывающие несостоятельность обвинения в создании экстремистского сообщества. Также было заявлено около 20 ходатайств о приобщении к материалам дела документов и видеоматериалов, доказывающих невиновность подзащитных.
21 сентября в суде допросили только одного свидетеля, жителя Ингушетии, который дал положительную характеристику тем подсудимым, с которыми знаком, в частности Ахмеду Барахоеву и Зарифе Саутиевой.
Затем по инициативе защиты в суде исследовали два видео, сделанные в июне 2018 года. На одном из них представитель организации «Защитники Отечества» Мухтар Газгиреев говорит, что их организация не получила ответ на своё уведомление о проведение митинга, но тем не менее намерена провести митинг в Магасе перед администрацией главы республики. Ранее руководитель этой организации Магомед Хаутиев давал показания в суде и подтвердил, что уведомление на проведение митинга подавал его организация. Хаутиев предоставил тогда суду подписанную им заявку. Он отметил, что из подсудимых на той акции был только Малсаг Ужахов, как рядовой участник, а не организатор.
На втором видео запечатлён момент, когда несколько десятков жителей республики 2 июня 2018 года попытались пройти на площадь в Магасе для проведения акции протеста. Адвокаты объяснили суду, что шествие возглавляли и общались с представителями власти члены оргкомитета по проведению данной акции, в том числе их лидер Дауд Хучиев. На видео из числа подсудимых было видно только Малсага Ужахова — он в переговорах не участвовал, а просто наблюдал за происходящим. Защита напомнила суду, что Верховный суд РИ оправдал Ужахова по обвинению, в административном правонарушении за участие в этом митинге.
22 сентября защита предоставила в качестве доказательства видео с конгресса ингушского народа, который проходил в Назрани в октябре 2018 года. Акцент был сделан на моменте, где Малсаг Ужахов вступает в перепалку с Ахмедом Барахоевым, выражая своё несогласие с процедурой ведения конгресса.
По мнению адвокатов, эти видеозаписи убедительно доказывают, что ни в мае, ни в октябре 2018 года подсудимые не создавали никакого экстремистского сообщества с единым умыслом и намерениями, как утверждает сторона обвинения, не являлись членами одной организации и даже имели между собой разногласия.
По словам адвоката Джабраила Куриева, по ходатайству защиты судья приобщил к материалам дела очень важный документ — Решение Верховного суда РИ о ликвидации Совета тейпов от 27 марта 2020 года. Верховный суд не усмотрел в действиях Совета тейпов признаков экстремистской деятельности. «Это всё происходило, когда Малсаг Ужахов находился под следствием, и в материалах уголовного дела есть утверждение, что с мая 2018 года было создано экстремистское сообщество и в то же время у нас есть судебный акт, который говорит об обратном. Этот юридический преюдициальный факт для нас имеет огромное значение», — подчеркнул Куриев.
Ещё несколько видео, представленных суду, были сделаны на съезде ингушского народа в апреле 2013 года. На них записаны выступления экс-главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, бывшего руководителя администрации главы Зелимхана Евлоева и бывшего спикера ингушского Парламента Мухарбека Дидигова, где они говорили об итогах работы комиссии по определению границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой и где указывали, что территории, впоследствии включённые в состав Чеченской республики, входили в состав Сунженского района Ингушетии. По мнению защиты, именно эти противоречивые действия ингушского руководства, которое сначала убеждало население в одном, а затем тайно от народа приняло другое решение, и привели к массовым акциям протеста в Ингушетии.
В этот день был допрошен ещё один свидетель Магомед-Гирей Сукиев. Важность его показаний заключалось в том, что он опроверг информацию, имевшуюся в материалах следствия: якобы Барах Чемурзиев обращался к нему с просьбой собрать бойцов для участия в митинге. По словам Сукиева, он стоял у истоков создания правоохранительных органов Ингушетии и если бы кто-нибудь обратился к нему с подобной сомнительной просьбой, он постарался бы привлечь этого человека к ответственности. Сукиев также рассказал о том, что принимал участие в митингах, которые проходили в республике в 2018-2019 годах, и не видел, что кто-либо из подсудимых совершал противоправные действия или допускал экстремистские высказывания.