Хабаровский блогер Марченко приговорен к штрафу и амнистирован
По материалам ПЦ «Мемориал» 1 октября 2015 года на сайте «Грани.ру» опубликована статья «Хабаровский блогер Марченко приговорен к штрафу и амнистирован».
В Индустриальном райсуде Хабаровска блогер и ЛГБТ-активист Андрей Марченко, обвиняемый в экстремизме за пост в поддержку Украины, выступил с последним словом. Об этом сообщает корреспондент «Граней» из зала суда.
Марченко отказался признать себя виновным. «Я не террорист и не экстремист, а простой гражданин России, который близко к сердцу принимает все те новости, которые случаются и с россиянами и с другими народами», — заявил он. Подсудимый подчеркнул, что «высказывать свое оценочное мнение» о ситуации на востоке Украины его побудила «круглосуточная истерия по поводу «укрофашистов», «бандеровцев», «распятых мальчиков» и так далее» в российских государственных СМИ.
Марченко отметил, что за ним давно следила ФСБ из-за его активности в защиту прав ЛГБТ. «Я смею предположить, что в разработке я был у ФСБ именно как «иностранный гей-агент», — сказал он. — Данное дело чисто политическое и возбужденно не из-за экстремизма, а из-за того что я являясь открытым геем и медийной фигурой, веду довольно широкую общественную жизнь, высказываю свое мнение, которое отличается от генеральной линии идеологии современной России, времен правления Путина»
После выступления Марченко судья Галина Николаева объявила перерыв до 10 утра четверга. «Думаю, приговор будет оглашен завтра в связи со сложностью дела. Потому что случай Андрея — когда человека можно оправдать, потому что он невиновен. Доказательств, на мой взгляд, недостаточно, состав преступления отсутствует. Судье нужно взвесить все за и против, а ей для этого нужно время», — прокомментировала решение судьи адвокат Наталья Гладыч.
В понедельник в ходе прений гособвинитель Олеся Демина запросила для Марченко два года колонии-поселения. Гладыч назвала это «чрезмерно суровым наказанием» и подчеркнула, что доказательства обвинения недостаточны.
8 июня 2014 года, в Троицу, Марченко опубликовал в Фейсбуке пост, посвященный событиям на востоке Украины. «Всех террористов на кол!!!!!!!! — написал он. — Всех убить!! Кровавое воскресенье! В Троицу освободить Украину от фашистов-россиян-террористов!»
Пост был сделан видимым только для френдов Марченко в соцсети. Тем не менее именно за эту публикацию блогера привлекли к ответственности.
28 августа 2014 года сотрудники ФСБ провели у Марченко обыск, в ходе которого изъяли всю оргтехнику и мобильные телефоны. На другой день в региональном главке спецслужбы блогеру предъявили обвинение по части 1 статьи 280 УК (публичные призывы к экстремизму).
За неделю до обыска блогера также вызывали в региональное УФСБ. Там ему продемонстрировали распечатки сканов некоего сайта, согласно которым Марченко и другой хабаровский ЛГБТ-активист, Александр Ермошкин, — создатели и вдохновители «гей-террористического подполья», преследующего своей целью организацию в Хабаровске «оранжевой революции». Как отметил Марченко, следователь был «предельно серьезен». Тогда же его спросили, за что он не любит «Новороссию», пояснив, что причиной внимания ФСБ стали его многочисленные посты в поддержку Украины и с критикой Кремля.
11 сентября 2014 года была назначена экспертиза еще пяти фраз из летних постов Марченко. «В том числе фразы с поддержкой Порошенко и фразы про то, что цены выше, зато Крым наш», — написал блогер.
Спустя две недели стало известно, что Росфинмониторинг включил Марченко в список террористов и экстремистов. При этом банковские счета блогер использовал исключительно для вывода из системы WebMoney своих денег, заработанных на официальных биржах фриланса. Эти заработки уже много лет остаются единственным источником его дохода. Таким образом, решение Росфинмониторинга оставило активиста полностью без денег. «Сейчас у меня нет средств даже на элементарные продукты», — писал Марченко. При этом блогер выразил недоумение включением в список, заметив, что суд еще не признал его ни террористом, ни экстремистом.
30 декабря Марченко было предъявлено окончательное обвинение.