«Мемориал» признал политзаключенным Багира Казиханова, осужденного за чтение книг Саида Нурси
Мусульманин из Ульяновска Багир Казиханов приговорен по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности запрещенного религиозного объединения) к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. По версии следствия и суда, он создал в Ульяновске ячейку запрещенного в России религиозного объединения «Нурджулар» на базе учения турецкого богослова Бадиуззамана Саида Нурси (1877-1960), выраженного в цикле комментариев к Корану «Рисале-и Нур» («Трактаты Света»).
В рамках того же процесса Александр Мелентьев и Степан Кудряшов получили условные сроки по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности запрещенного религиозного объединения) — 2 года и 1 год 8 месяцев соответственно.
Казиханов находился под стражей с 10 апреля 2014 года, в октябре 2014 года его перевели под домашний арест, после приговора 25 февраля 2015 года вновь взяли под стражу.
«Мемориал» полагает, что преследование последователей Саида Нурси связано исключительно с их религиозными убеждениями и ненасильственной реализацией права на свободу мысли и совести, а утверждения следствия о создании Казихановым ячейки запрещенной экстремистской организации «Нурджулар» в Ульяновске голословны.
Прежде всего, до сих пор не представлено доказательств, что такая организация существует где бы то ни было в мире (при этом в России она запрещена судом). Словом «Нурджулар» называют последователей Нурси, однако они не образуют иерархического организованного сообщества. Термином пользовались и турецкие власти порядка 70 лет назад для необоснованного преследования самого Нурси. Впоследствии все обвинения против богослова были сняты, а в настоящее время официальные лица Турции признают его книги ценным культурным наследием.
Доказательства как в пользу существования «Нурджулар», так и в пользу того, что Казиханов создавал какую бы то ни было экстремистскую организацию, не выдерживают никакой критики. Убедительным в деле является лишь факт коллективного чтения книг Саида Нурси, который не образует состав уголовного преступления, даже если распространение текстов запрещено в России.
14 переводов Нурси были запрещены решением Коптевского районного суда Москвы в 2007 году, однако мы находим аргументы экспертизы, на которой суд основывался, порой абсурдными. В религиозной литературе эксперты обнаружили осуждение грешников (и даже самоосуждение кающегося), устрашение атеистов — и на этом основании сделали вывод, что тексты являются экстремистскими.
О том, что сочинения Нурси безопасны для общества и не содержат пропаганды насилия, высказывались Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, информационно-аналитический центр «Сова». Пересмотреть решение об их запрете призывала Комиссия по свободе вероисповедания США.
Мы не находим никаких причин для преследования людей, которые читают, в том числе коллективно, книги Саида Нурси, кроме желания правоохранительных органов создать иллюзию борьбы с организованным экстремизмом, выдумав этот экстремизм.
«Мемориал» требует немедленно освободить Багира Казиханова и реабилитировать его и других фигурантов его дела, а также прекратить запреты религиозной литературы, не пропагандирующей насилие.
Признание человека политзаключенным не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Подробно о деле Багира Казиханова можно прочитать здесь.