«Мемориал» считает политзаключенным члена ИГПР «ЗОВ» Кирилла Барабаша
Он обвиняется по ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) УК РФ.
Адвоката Барабаша, Алексея Чернышева, не уведомляли о заседании суда по избранию меры пресечения, о допросах подзащитного в качестве подозреваемого, а затем и в качестве обвиняемого. И на суде, и на допросах присутствовал адвокат по назначению.
Кирилл Барабаш ранее обвинялся по ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе) в связи с выступлениями на трех митингах в мае 2012 года, апреле и мае 2013 года, на которых он резко критиковал сотрудников силовых структур, в частности, МВД РФ. Это дело было прекращено судом в связи с истечением срока давности.
Кирилл Барабаш стал четвертым обвиняемым по делу ИГПР «ЗОВ». ПЦ «Мемориал» до этого признал Юрия Мухина, Валерия Парфенова и Александра Соколова, проходящих по тому же уголовному делу, политзаключенными. Все признаки незаконности преследования участников ИГПР «ЗОВ» присутствуют и в деле Барабаша.
Напомним, что обвинение в продолжении деятельности запрещенной организации «Армия воли народа» под названием ИГПР «ЗОВ» следствие обосновывало тем, что обвиняемые ставили перед собой прежние цели и задачи, а именно — создание инициативных групп и проведение референдума с целью внесения в Конституцию РФ изменений, касающихся ответственности высших органов власти перед народом. По версии следствия, обвиняемые при этом осознавали, что истинная цель состоит в «„расшатывании“ политической обстановки в Российской Федерации в сторону нестабильности, а также смены существующей власти нелегальным путем».
Мы полагаем, что утверждения следствия об «истинной цели» и ее осознании обвиняемыми не соответствуют фактическим обстоятельствам, связанным с деятельностью ИГПР «ЗОВ». Следствие, по сути, основывается на беспочвенном приписывании обвиняемым заведомо не доказуемых субъективных характеристик, никак не вытекающих из обстоятельств дела. Более того, цель «расшатывания», если ее и преследовали, не является наказуемой и не указывает на признак преступления. Не является преступной и цель проведения референдума, которую ИГПР «ЗОВ» заявляет на протяжении пяти лет.
«Армия воли народа» была запрещена в 2010 году в связи с тем, что распространила текст под заголовком «Ты избрал — тебе судить!», состоящий из предлагаемых поправок к Конституции РФ и проекта Закона «О суде народа России над Президентом и членами Федерального Собрания РФ». Суд безосновательно признал этот текст экстремистским. Однако характеризуя деятельность ИГПР «ЗОВ» как продолжение под другим названием деятельности запрещенной «Армии…», следствие не указывает на этот единственный послуживший основанием для судебного запрета признак «экстремистской деятельности».
Таким образом, единственное основание для возбуждения уголовного дела — утверждение следствия о том, что ИГПР «ЗОВ» продолжает деятельность «Армии…», — даже формально не обосновано; уголовное дело по ст. 282.2 УК РФ возбуждено неправомерно.
Мы полагаем, что Кирилл Барабаш подвергается уголовному преследованию и лишен свободы исключительно из-за своих политических убеждений, а также в связи с ненасильственным осуществлением свободы мысли, свободы выражения мнений и информации, свободы мирных собраний и ассоциаций, гарантированных международными договорами РФ.
Избрание в отношении Барабаша меры пресечения в виде заключения под стражу не основано на законе и происходило с нарушением его права на защиту.
ПЦ «Мемориал» считает Кирилла Барабаша политзаключенным и полагает, что он должен быть немедленно освобожден из-под стражи, а уголовное преследование его по ст. 282.2 УК РФ — прекращено.
Признание лица политзаключенным или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
С более подробной информацией и нашей позицией можно ознакомиться здесь.