Ильдар Дадин. Хронология событий
1 ноября
«Медуза» публикует письмо Дадина жене Анастасии Зотовой, в котором рассказывает о пытках и угрозах убийством в сегежской ИК-7, где он отбывает наказани. В письме активиста говорится, что по прибытию в колонию, 10 сентрября, у него отобрали практически все вещи и «подкинули два лезвия», а затем при обыске «нашли» их. После этого «без всяких постановлений» Дадина поместили в штрафной изолятор. «В ответ на эти незаконные действия я объявил голодовку», — добавляет Дадин.
«11 сентября 2016 года ко мне пришел начальник колонии Коссиев с тремя сотрудниками. Они вместе начали меня избивать. Всего избивали за этот день четыре раза, по 10–12 человек одновременно, били ногами. После третьего избиения опустили голову в унитаз прямо в камере ШИЗО», — написал Дадин.
На следующий день, 12 сентября, в ШИЗО к Дадину пришли сотрудники колонии, сковали ему руки за спиной и подвесили за наручники. «Такое подвешивание причиняет страшную боль в запястьях, кроме того, выкручиваются локтевые суставы, и чувствуешь дикую боль в спине. Так я висел полчаса. Потом сняли с меня трусы и сказали, что сейчас приведут другого заключенного и он меня изнасилует, если я не соглашусь прекратить голодовку. После этого — привели к Коссиеву в его кабинет, где он в присутствии других сотрудников сказал: «Тебя еще мало били. Если я отдам распоряжение сотрудникам, тебя будут избивать гораздо сильнее. Попробуешь пожаловаться — тебя убьют и закопают за забором». Потом избивали регулярно, по несколько раз в день. Постоянные избиения, издевательства, унижения, оскорбления, невыносимые условия содержания — все это происходит и с другими заключенными», — цитирует «Медуза» письмо осужденного активиста.
Адвокат Дадина Алексей Липцер рассказал «Открытой России», что Дадин побоялся сказать ему об этом, но написал на бумаге, поскольку «лично начальник колонии говорил ему, что если он будет жаловаться, то «его закопают за забором»».
Управление ФСИН в Карелии подтвердило, что по отношению к осужденному активисту применяли силу и начало проверку заявлений о пытках Дадина в ИК-7. «Дадин в грубой форме отказался выходить из камеры, принимать положение для обыска, стал хватать руками сотрудников за форменную одежду, в результате чего к нему была применена физическая сила и спецсердства», — приводила «Новая газета» информацию ведомства.
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова взяла на «личный контроль» сообщения о пытках активиста. «Я направила запрос и переговорила лично по телефону с руководством ФСИН, держу ситуацию на личном контроле», — заявила она.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что президенту доложат о письме Дадина. «Я, к сожалению, пока не имел возможности с этим ознакомиться. Я не знаю, докладывалось ли это президенту по каким-то другим каналам, но, безусловно, это случай, который заслуживает самого пристального внимания, но в первую очередь профильных ведомств. То есть в данном случае — ФСИН. Хотя, безусловно, президенту об этом будет доложено», — цитирует «Интерфакс» слова Пескова.
Следственный комитет начал доследственную проверку заявлений Дадина о пытках в сегежской ИК-7
ФСИН не нашла «ни единого телесного повреждения» у Дадина в ходе проверки. «На данную минуту не установлено ни единого телесного повреждения на Дадине. Сам он это под видеозапись подтверждает. Заключение медицинских работников запротоколировано», — цитирует «Интерфакс» слова заместителя директора ведомства Валерия Максименко.
Он рассказал, что проверку проводят сотрудники центрального аппарата ФСИН. По словам Максименко, «особое внимание» уделяется тем датам, в которые его избивали — то есть 10, 11, 12 сентября. Во время проверки было установлено, что 12 сентября к Дадину «были применены наручники». Максименко отметил, что этот факт запротоколировали в «соответствующих журналах» и по нему проведут служебную проверку.
Он подчеркнул, что если выяснятся факты превышения должностных полномочий, то допустившие это сотрудники будут уволены и «ими займутся следственные органы».
Глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов обратился во ФСИН с просьбой допустить делегацию совета в сегежскую ИК-7. «Мы направили письмо в ФСИН с просьбой разрешить двум членам Совета, Игорю Каляпину и Павлу Чикову, побывать в ИК-7 в Республике Карелия 7-8 ноября», — сказал Федотов «Интерфаксу».
Вечером ФСИН заявила, что рекомендованные правозащитниками врачи посетят Дадина в колонии. ««Завтра Дадина в колонии посетят независимые медицинские специалисты, которые проведут его обследование на предмет выявления каких-либо телесных повреждений или травм, свидетельствующих о физическом насилии», — сказал заместитель директора ФСИН России Валерий Максименко.
По его словам, «состав медкомиссии будет сформирован исключительно по рекомендации правозащитников для максимальной объективности выводов относительно применения к осужденному противозаконных методов воздействия со стороны администрации колонии». Замглавы ФСИН пообещал, что результаты проведенного обследования сразу же будут обнародованы.
2 ноября
Представитель управления ФСИН по Карелии заявил, что гражданские врачи, прибывшие в карельскую колонию, не нашли следов побоев и издевательств на теле активиста Ильдара Дадина. «Сегодня в 13.30 в ИК-7 УФСИН комиссия независимых врачей из Сегежской центральной районной больницы провела медицинский осмотр осужденного Дадина <…> По результатам осмотра врачей состояние Дадина расценивается как удовлетворительное, следов побоев на его теле не обнаружено, так же, как и признаков ранее полученных травм», — цитирует РИА «Новости» слова сотрудника ведомства.
Газета «Московский комсомолец» сообщила, что у заключенного случился эпилептический припадок во время посещения местной Общественной наблюдательной комиссии в сегежской ИК-7. «Во время беседы с членами ОНК Карелии активист-арестант упал на пол и прикусил язык, из за чего пошла кровь. Его состояние напоминало эпилептический припадок. Однако эпилепсией он раньше не страдал, и тюремные медики даже сделали вывод о симуляции», — пишет газета.
Затем Дадина направили Петрозаводскую городскую больницу на электроэнцефалограмму. В ОНК республики «Новой газете» рассказали, что Дадина в горбольнице осмотрит эпилептолог.
Дадин подтвердил членам карельской ОНК, что сотрудники ИК-7 применяли к нему силу. ««Могу сказать, что он подтвердил, что у него нет ни синяков, ни ссадин, ничего нет, после, как он говорит, применения к нему физической силы, кроме следов от наручников. То есть, нет ни одного синяка или кровоподтека», — приводит ТАСС слова председателя комиссии Александра Рузанова.
Вечером основательница проекта «Русь Сидящая» Ольга Романова в своем фейсбуке написала, что к НКО обратился бывший заключенный ИК-7 в Сегеже. Он рассказал, «как он несколько лет судился с колонией, чтобы они разрешали ему делать зарядку». «Рассказывает, как в Сегеже мусульман заставляют есть свинину. Пытки и регулярные избиения заключенных подтверждает. Еще из интересного: когда приходит посылка из дома (20 кг продуктов), осужденному даётся три часа, чтобы побыть с этой посылкой. Съесть ее. С собой брать нельзя», — написала Романова.
3 ноября
Источники во ФСИН рассказали «Газете.Ru», что начальника ИК-7 Сергея Коссиева отстранили от работы после публикации жалоб Ильдара Дадина. Семью Коссиева взяли под охрану. «Коссиев сейчас не является начальником колонии, а его обязанности выполняет заместитель Александр Серов. Таким образом, проверка должна пройти более объективно, —рассказал источник издания. — Ему было рекомендовано удалить всю информацию о себе и своих родственниках из соцсетей, а также передвигаться по Сегежу не одному, а в сопровождении своих коллег. Также есть опасения и за жизнь его близких, ведь им также приходят угрозы в интернете».
В свою очередь представительница отдела кадров ИК-7 в Сегеже сообщила ТАСС, что «Коссиев в отпуске».
Европейский суд по правам человека присвоил жалобе Дадина приоритетный статус и потребовал у российских властей предоставить его медицинские документы. «ЕСПЧ принял срочные меры и, кроме того, по собственной инициативе присвоил приоритет жалобе Ильдаре Дадина, — говорится в сообщении фонда «Общественный вердикт». — К 17 ноября Российская Федерация должна предоставить медицинские документы, незамедлительно провести медицинское обследование Ильдара Дадина независимыми от ФСИН врачами и предоставить доступ [юристу] Николаю Зборошенко к Дадину в колонии».
Жена активиста Анастасия Зотова написала в своем твиттере, что Дадин подтвердилсвои жалобы на избиения в колонии в беседе с омбудсменом Москальковой. «Из ИК-7 вышла Татьяна Москалькова после беседы с Ильдаром. Он подтвердил ей факты избиения. По ее словам, Ильдара везут в Петрозаводск», — говорится в сообщении Зотовой.
Врачи больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска провели обследование Ильдара Дадина. Они искали признаки эпилепсии, отмечает ТАСС. «Дадина привозили. Ему сделали электроэнцефалографию и магниторезонансную томографию. Когда я уезжал из больницы, данные только обрабатывались, заключения еще не было», — рассказал главный врач больницы Александр Хейфец.
«По результатам обследования (магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии) никаких изменений не обнаружено. С другой стороны, у нас есть слова Дадина о том, что он потерял сознание. Для нас его слов достаточно. Особенность заболевания эпилепсии заключается в том, что оно может и не иметь объективных подтверждений после приступа. Поэтому в данный момент подтвердить диагноз эпилепсии мы не можем, но и опровергнуть полностью тоже не можем. В настоящий момент Дадин ни в каком лечении не нуждается», — уточнил он «Новой газете».
ФСИН заявила об отсутствии у Ильдара Дадина травм, которые могли бы появиться в результате пыток. «Сегодня, 03.11.2016 г., осужденному Дадину И.И. в ГБУЗ РК «Больница скорой помощи» (г. Петрозаводск) проведено комплексное инструментальное обследование и консультации врачей — нейрохирурга и невролога», — говорится в сообщении ведомства.
Во ФСИН отметили, что у Дадина нет никаких повреждений или патологических состояний, требующих оказания медицинской помощи.
Сам Дадин согласился пройти проверку на полиграфе после публикации в СМИ письма с жалобами на избиения и пытки в сегежской ИК-7. Об этом телеканалу «Дождь» рассказала омбудсмен Татьяна Москалькова. Процедуру проведут 4 ноября на территории колонии.
«Проверку будут проводить не специалисты силовых органов или ФСИН, а представители независимых компаний, которые занимаются аналогичной лицензированной деятельностью», — уточнил РИА «Новости» пресс-секретарь омбудсмена Алексей Зловедов.
ФСИН разрешила двум членам Совета по правам человека Павлу Чикову и Игорю Каляпину посетить карельский колонии №7 активиста Дадина. «Каляпин и Чиков поедут в колонию к Ильдару Дадину 7 ноября. Разрешение ФСИН получено», — сообщил председатель совета Михаил Федотов в своем твиттере.
7 ноября
Члены Совета по правам человека Павел Чиков и Игорь Каляпин общались пять часов с Ильдаром Дадиным, сообщившим о пытках в ИК-7 в Сегеже. Чиков рассказал «Медиазоне», что в ходе беседы осужденный активист подтвердил избиения.
«Мы с ним общались с общей сложности в течение пяти часов, и он очень детально, подробно все пояснял, дал нам письменные объяснения на шести листах о том, что, как, когда и с кем происходило. После этого нам еще удалось посетить штрафной изолятор, камеры в которых он находился, чтобы на месте проверить то, что он говорил», —приводит издание слова Чикова. Он добавил, что Дадин не говорил о каком-либо давлении после публикации своего письма.
По словам юриста, сначала в колонии правозащитникам устроили «прохладную встречу». «Нам сказали, что не смогут предоставить никакие документы, не смогут показать внутренние помещения, более того, не предполагалось общение с Дадиным наедине, что конечно нас никак не устроило — пришлось убедить сотрудников в том, что нам необходимо общаться с Дадиным наедине и получить доступ к другим осужденным, внутренним помещениям и документам. Насколько я понимаю, вопрос был положительно решен. По крайней мере, в дальнейшем никакого противодействия не было», — сказал юрист.
8 ноября
Комиссия СПЧ повторно посетила Дадина в колонии, сообщил Павел Чиков «Медиазоне». По его словам, в настоящее время Дадин находится в четырехместной камере в спецсекции колонии.
Он также рассказал, что члены СПЧ попросили сотрудников колонии показать записи с камер наблюдения от 11 и 12 сентября, однако им пояснили, что срок хранения видеозаписей на сервере составляет 30 суток, поэтому они не сохранились.
9 ноября
Ильдар Дадин отказался от перевода в другую колонию, сообщает ТАСС со ссылкой на члена комиссии СПЧ Игоря Каляпина. «Наше мнение — Дадина необходимо перевести в другую исправительную колонию, но он категорически отказывается и просил нас не выступать с просьбами о переводе. Он говорит, что не может бросить других заключенных, начав борьбу за права, и готов принести себя в жертву», — цитирует агентство слова Каляпина.
Каляпин добавил, что у членов СПЧ, посетивших ИК-7, «сложилось убеждение, что жалобы Дадина обоснованы». «Нам показали ролик, где Дадин отказывается покидать камеру для обыска, и к нему правомерно применяются меры физического воздействия. Но видеозаписей, которые зафиксировали начало ситуации, нет, а Дадин утверждает, что он отказывался выходить, потому что за полчаса до этого его выволокли из камеры и избили. И он утверждает, что сказал сотрудникам колонии, что ему без разницы, где его будут бить — в камере или в коридоре», — рассказал он.
Помимо этого, Каляпин добавил, что другие заключенные колонии подтвердили им избиения и пытки: «Мы опросили других осужденных, людей, которые друг друга не знают, не пересекались, поскольку находятся на разных режимах содержания в колонии. И они подтвердили слова Дадина о методах, которые применяются в ШИЗО, и которые описывал Дадин в своих жалобах».
Жена Ильдара Дадина Анастасия Зотова встретилась с ним в карельской колонии колонии. Она рассказала «Новой газете», что свидание продолжалось 4 часа.
«Только что вышла со свидания вместе с сестрой Ильдара. Он выглядит очень плохо, постоянно заикается, заговаривается. Я с ним виделась 22 августа, это был другой человек. Ильдар говорит, что несмотря на шумиху в колонии продолжают избивать людей, и он все это слышит», — цитирует издание слова Зотовой.
Она добавила, что Дадин не может писать жалобы в колонии, посколько «заключенным не дают на это времени». «Он надиктовал мне письмо, которое хотел бы направить в Следственный комитет. Как только я вернусь в Москву, отправлю его», — сказала она.
10 ноября
Пресс-служба карельского ФСИН сообщила, что в ИК-7 приедет эпилептолог Василий Генералов для обследования Ильдара Дадина, передает ТАСС.
«Вчера у Дадина была супруга с сестрой на свидании, четыре часа они беседовали. Завтра к нему должен приехать врач-эпилептолог Василий Генералов. Завтра он прилетает в Петрозаводск, во сколько он будет в Сегеже, пока не понятно», — рассказали в пресс-службе ведомства и подчеркнули, что обследование будет проходить на территории колонии.
Адвокат Дадина Ксения Костромина рассказала «Медиазоне», что заключенный в курсе, что к нему приедет врач-эпилептолог. «Друзья Ильдара нашли этого человека, я ему доверяю, он ему доверяет в первую очередь», — сказала она.
Ранее замдиректора ФСИН Валерий Максименко сообщал, что во время встречи с карельской ОНК Дадин «упал со стула в припадке». Однако «по результатам обследования (магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии) никаких изменений не обнаружено».
11 ноября
Осужденный активист Дадин отказался проходить проверку сообщений о пытках в ИК-7 на полиграфе, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря карельского управления ФСИН Виталий Фефелов. «В самый последний момент, когда специалист с полиграфом уже развернул свое оборудование, Дадин отказался проходить проверку. Несмотря на то, что ранее он был согласен подтвердить свои слова полиграфом», — сказал Фефелов.
Фефелов подчеркнул, что Дадин не объяснил причины отказала. Однако ранее омбудсмен Татьяна Москалькова сообщала, что оппозиционер готов пройти проверку.
Жена активиста Анастасия Зотова отрицает отказ Дадина от проверки на полиграфе. Она пояснила, что он согласен на тестирование на полиграфе только в присутсвии адвоката.
Член Совета по правам человека рассказал «Медиазоне» о следах от наручников на руках Ильдара Дадина. «Вот у человека, допустим, есть порез, два сантиметра, потом образуется корочка, потом она слезает, и на этом месте появляется темная бордовая полоса. У Дадина на руках две такие полосы, они симметричные. Причем они не в том месте, где могут остаться следы от наручников у человека, находящегося в спокойном состоянии, эти полосы сильно сдвинуты от запястья. Как будто наручники наехали на кости. С точки зрения трасологии (криминалистическое учение о появлении следов — МЗ) полосы у Дадина подтверждают его слова про подвешивание на наручниках», — сказал он.
Руководство карельской ИК-7 не пустило юриста фонда «Общественный вердикт» Николая Зборошенко к Дадину, которого он представляет в Европейском суде по правам человека, сообщается на странице фонда в фейсбуке. Юрист приехал в колонию, чтобы опросить заключенного, засвидетельствовать рубцы на его запястьях и ознакомиться с материалами из личного дела.
«Опрос Дадина необходим для дополнения уже поданной жалобы в Европейский суд. Все эта юридическая работа нужна для эффективного представления интересов Дадана в ЕСПЧ», — говорится в сообщении фонда. В «Общественном вердикте» сообщили, что отказал в посещении заключенного исполняющий обязанности начальника колонии Александр Серов.
12 ноября
В пресс-службе ФСИН сообщили, что не пустили юриста фонда «Общественный вердикт» Николая Зборошенко к осужденному Ильдару Дадину из-за неверно оформленных документов, передает «Интерфакс». «В связи с тем, что Николай Зборошенко отказался предоставить администрации учреждения удостоверение адвоката, а другие документы были оформлены с нарушениями, что не позволило подтвердить его полномочия, в посещении осужденного ему было отказано», — сказали в ведомстве.