Между нами, омбудсменами
Среда, 20 июня, — 38-й день голодовки Олега Сенцова. «Новой» стало известно, что украинский режиссер отказался от интервью со всеми журналистами, которые направили официальные запросы во ФСИН России (в том числе и с «Новой»): Сенцов написал официальное заявление в администрацию колонии. Также, со слов руководителей колонии, он отказался от любых свиданий с родственниками.
Тем временем в понедельник в Москве встретились уполномоченные по правам человека в России и на Украине Татьяна Москалькова и Людмила Денисова. За закрытыми дверями в течение трех часов они согласовывали списки заключенных в тюрьмах и изоляторах России и Украины, которых они обе намерены посетить. Речь шла также о заключенных, позиции по гражданству которых в двух странах расходятся, — то есть и Россия, и Украина считают их своими гражданами.
Полный список посещений неизвестен, понятно только, что уполномоченные намерены вместе посетить Олега Сенцова в Лабытнанги и журналиста Кирилла Вышинского, который содержится в СИЗО Херсона.
Пока омбудсмены обсуждали возможности посещения заключенных, в центре Москвы активисты раздавали листовки в поддержку Олега Сенцова. Они делают это не впервые, но на этот раз они перевели информацию о личности украинского режиссера на английский и испанский языки. Иностранные болельщики, приехавшие в Москву на чемпионат мира по футболу, реагировали на эти листовки дружелюбно, хотя некоторые и говорили, что «предпочитают не смешивать политику и спорт». Но другие охотно фотографировались с плакатом «Free Sentcov». В итоге активисты в футболках с портретом украинского режиссера привлекли внимание полицейских. Сначала на самой Никольской улице, которая стала в эти дни большой фан-зоной, задержали журналистку Наталью Савоськину. Чуть позже и остальных — актеров Teaтра.doc Марию Чупринскую и Григория Гандлевского, художницу Алису Сафину. На них составили протокол по ч. 5 ст. 20.2 КоАП — «нарушение установленного порядка проведения митинга».
Утром вторника на сайте Госдепартамента США было опубликовано заявление официального представителя Хизер Нойерт с призывом к России немедленно освободить всех политических заключенных, а также людей, арестованных по религиозным мотивам. «Мы особенно обеспокоены благополучием четырех несправедливо заключенных украинцев, которые сейчас голодают, — Олега Сенцова, Станислава Клыха, Александра Шумкова, Владимира Балуха», — говорится в документе. В заявлении Госдепа также упомянут чеченский правозащитник Оюб Титиев, за делом которого пристально следит «Новая».
Также во вторник российские деятели культуры обратились к президенту России с открытым письмом: «Человек умирает. <…> Нам надо смягчать политический климат в стране, мириться с соседями. Помилуйте Олега Сенцова, мы просим Вас». Под письмом поставили свои подписи Андрей Звягинцев, Павел Лунгин, Юрий Норштейн, Владимир Познер, Ксения Собчак, Чулпан Хаматова, Алексей Учитель и другие.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков незамедлительно отозвался на письмо: «Общественный резонанс не поможет повлиять на решение суда».
P.S.
19 июня украинский омбудсмен Людмила Денисова на своей странице в фейсбуке заявила: достигнутые накануне договоренности о синхронном посещении Олега Сенцова и Кирилла Вышинского не выполнены. «<…>договоренности были на вчера. Впрочем, опять ничего не произошло. Меня снова пригласили на переговоры. Я еду, но…» «Новая» попыталась выяснить, в чем же состоит нарушение договоренностей. Сама Денисова на звонки не отвечала, ее помощник обещал разъяснить нам это, но тоже перестал отвечать по телефону.