«Мемориал» считает политзаключенным участника «Забастовки избирателей» Константина Салтыкова
Студент II курса факультета истории и политики МГПУ, сторонник Алексея Навального Константин Салтыков обвиняется в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти, до 5 лет лишения свободы). Взят под стражу 28 февраля 2018 года, фактически лишен свободы с 28 января 2018 года, когда был арестован на 30 суток административного ареста.
28 января прошла всероссийская оппозиционная акция «Забастовка избирателей», участники которой призывали к бойкоту выборов Президента Российской Федерации, к которым не был допущен оппозиционный политик Алексей Навальный. В Москве акция проходила на Тверской улице в центре города, без нарушения общественного порядка и, в целом, без задержаний участников. Однако после того, как на Тверской площади появился Навальный, сотрудники полиции практически сразу начали его задерживать.
Один из волонтеров штаба Навального, Константин Салтыков, шедший рядом с политиком, возмутился грубым задержанием и попытался помешать ему, однако сам был задержан и, по утверждению координатора правозащитного направления «Открытой России» Полины Немировской, избит в автозаке.
По версии следствия, во время акции оппозиции 28 января Салтыков якобы причинил двум сотрудникам правоохранительных органов моральный вред, физическую боль и телесные повреждения, не опасные для жизни и здоровья, при этом один полицейский получил кровоподтек на бедре, а другой — кровоподтек и ссадины на лопатке. Нам не известны все аргументы и доказательства защиты, однако уже сейчас мы можем говорить об обоснованных сомнениях в том, что Салтыков в принципе совершал какие-либо действия в отношении полицейских. Учитывая, что видеозапись задержания Навального 28 января подтверждает, что агрессивные действия были инициативой полицейских, а не обвиняемого и других лиц на записи, тем более абсурдно утверждать, что какие-либо действия протестующих в этой ситуации могли быть целенаправленными и заранее рассчитанными.
Люди, собравшиеся на Тверской, не проявляли никакой агрессии, и не было никаких оснований препятствовать им выражать свое мнение. Полиция может и обязана защищать право граждан на выражение своих мнений, обеспечивая их безопасность. Поэтому мы считаем, что действия Салтыкова в любом случае нужно оценивать и с точки зрения возможности законного противодействия граждан противоправным действиям сотрудников полиции. Попытка помешать незаконным задержаниям может быть, при объективном рассмотрении, признана законной.
С большой степенью уверенности можно говорить о том, что в деле Салтыкова есть политический мотив. Так, по информации СМИ и правозащитников, находившихся в зале заседания, прокурор и судья в качестве одного из аргументов в пользу избрания меры пресечения в виде содержания под стражей использовали рапорты ЦПЭ о том, что Салтыков якобы является волонтером штаба забастовки Алексея Навального и членом оппозиционной организации «Протестная Москва». Дело Салтыкова ведет следователь Талаева, которая до этого осуществляла уголовное преследование по таким политически мотивированным делам, как дела ИГПР «ЗОВ» и Петра Милосердова, признанных «Мемориалом» политзаключенными.
Отметим, что уголовное преследование лиц, препятствовавших (практически всегда незаконным) задержаниям других участников оппозиционных митингов и шествий, является частью общей антиправовой практики ограничения права на реализацию ст. 31 Конституции Российской Федерации.
Правозащитный центр «Мемориал» считает Константина Салтыкова политическим заключенным и призывает немедленно его освободить.
Мы требуем привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод участников как протестной акции 28 января, так и других мирных митингов.
Признание лица политзаключенным не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключенными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Подробнее о деле см. здесь.
Средства на защиту Константина Салтыкова собирает правозащитный проект «Открытой России» на Яндекс-кошелек 410015485740704 и карту «Сбербанка» № 4276 3801 2805 3662: http://pravo-or.org/donation.