Фигуранты дела «Сети» объявили голодовку
Пензенские фигуранты дела о террористическом сообществе «Сеть» Дмитрий Пчелинцев и Андрей Чернов объявили голодовку: на них оказывали давление в ходе ознакомления с материалами уголовного дела. Сразу несколько пензенских обвиняемых рассказали, что их помещают в карцеры, пристегивают наручниками к батарее и угрожают насилием.
Дмитрий Пчелинцев и Андрей Чернов объявили голодовку 29 ноября. Об этом ОВД-Инфо сообщила «Родительская сеть» — объединение матерей и отцов обвиняемых.
В тот день Пчелинцева поместили в карцер, требуя признаться в нарушении устава — разговорах с другими заключенными на прогулке. В ответ обвиняемый объявил голодовку, а Чернов присоединился к ней в знак поддержки и солидарности. 30 ноября к Дмитрию Пчелинцеву снова пришли с уговорами и угрозами.
«Родительская сеть» отмечает, что давление усилилось на фоне ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела.
Как рассказал объединению адвокат Анатолий Вахтеров, к Илье Шакурскому приходил начальник СИЗО-1 Олег Исханов и спрашивал, «с какой скоростью» тот знакомится с документами. 20 ноября, сразу после этого случая, Шакурскому сделали замечание за то, что он поздоровался с другим заключенным на прогулке. На обвиняемого составили рапорт о нарушении, в тот же день его подготовили к карцеру, выдав специальную робу. Избежать изолятора удалось благодаря заявлению на имя прокурора Пензенской области Натальи Канцеровой.
Ранее пять суток в карцере провел Максим Иванкин. Перед этим к нему также приходил Исханов и интересовался скоростью ознакомления с материалами дела.
Как передали «Родительской сети» адвокаты, фигуранты дела знакомились с бумагами не только в СИЗО, но и в здании ФСБ. Ознакомление с документами может длиться до восьми часов в день. Всё это время обвиняемые сидели, пристегнутые наручниками к батареям и лестничным перилам. Василия Куксова и Армана Сагынбаева и вовсе пристегивали друг к другу. Как отмечает «Родительская сеть», обвиняемые не только испытывали физические неудобства, но и не могли свободно изучать материалы, делать записи.
Илья Шакурский и Дмитрий Пчелинцев отказались проходить процедуру в таких условиях. В ответ им стали угрожать насилием. Делал это, по их словам, человек, принимавший участие в пытках — некий А. Пятачков.
Михаил Кульков рассказал, что сотрудники ФСБ снимали его на видео, после того как приковали наручниками к лестнице. Правоохранители комментировали запись: «Вот посмотрите, как террористы из „Сети“ знакомятся с материалами дела».
Обвиняемые потребовали присутствия адвокатов при ознакомлении, после чего их перестали доставлять в ФСБ — все документы теперь привозят прямо в СИЗО.
— Очевидно, что все эти меры — метод психологического и физического насилия, — считает адвокат Анатолий Вахтеров. — Налицо признаки давления следственной группы во главе со старшим следователем Валерием Токаревым на фигурантов. Какая цель? Ускорить процесс ознакомления, чтобы проверки не успели расследовать заявления фигурантов о пытках. Они хотят запугать ребят. А те борются, как могут в этих условиях.
В связи с этими событиями «Родительская сеть» подготовила обращение. ОВД-Инфо публикует его в сокращенном виде:
«Мы — родители фигурантов пензенского дела — заявляем о многочисленных нарушениях, применяемых в сторону наших детей в ходе проведения процедур по ознакомлению с материалами дела.
Во избежание соблюдения сроков всех мероприятий, необходимых для правильного рассмотрения дела о пытках наших сыновей, следственная группа во главе с Валерием Токаревым всячески пытается ускорить процесс ознакомления с материалами дела „Сети“. С этой целью ежедневно оказывается моральное и физическое насилие на фигурантов, выражающееся в следующих фактах:
- Нашим сыновьям препятствуют знакомиться с делом в присутствии адвокатов. При попытке заявить законный отказ от ознакомления с материалами дела, к ним применяются превентивные меры физического воздействия — пристегивание наручниками к любым металлическим конструкциям и друг к другу. В ходе ознакомления с делом как минимум одна рука каждого из них пристегнута наручниками. Подобные действия мешают сосредоточенно читать, продуманно готовиться к защите своих прав в суде и свидетельствуют о неуверенности следствия в своей правоте, желании поскорее передать процессуальную ответственность суду.
- В ходе ознакомления с материалами дела в число лиц, допускаемых до данной процедуры, включаются оперативники ФСБ, присутствовавшие и участвовавшие в пытках. Их присутствие организовано с целью оказания давления на наших детей. Данные представители ФСБ угрожают им физическим насилием в случае отказа от ознакомления с материалами дела. Цели данных действий — ускорить процесс ознакомления, запугать и помешать возможному расследованию пыток.
- Наши требования допустить адвоката до ознакомления, не препятствовать ознакомлению путем физического пристегивания рук фигурантов наручниками к столам, стульям, батареям и лестничным маршам вызывают помещение наших детей в карцер. Куда вновь приходят сотрудники ФСБ и следователи, пытаясь с помощью угроз ускорить процесс ознакомления.
Мы постоянно говорим о пытках. Говорят, дыма без огня не бывает. Мы не знаем материалов дела из-за подписки о неразглашении, взятой со всех адвокатов. Если наши дети нарушили закон, они ответят перед обществом по всей строгости закона. В данной ситуации они лишены возможности нести ответственность перед обществом — они несут ответственность перед людьми, считающими нормой физическое насилие, побои, пытки электрическим током с целью подгонки чужих жизней под каноны и фабулы, выгодные для новых назначений и должностей.
В текущей ситуации невозможно отстоять права наших сыновей. Мы не можем доказать, что их пытали. Наши правовые резервы внутри страны исчерпаны. Но мы, наши сыновья, ОНК, журналисты, правозащитники и политические деятели должны и будем стараться ради одной большой цели — гуманизации социальных процессов в России.
Мы призываем посетить пензенских фигурантов наших последних надежд — уполномоченную по правам человека Татьяну Москалькову, председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова, а также члена Совета Евгения Мысловского. Вы наша последняя надежда на содействие в работе по борьбе с пытками в России. Эта совместная работа и есть наша главная ответственность перед обществом.
В условиях неизбежных сроков с двузначным числом лет для наших сыновей, мы уповаем, что нам всем будет с кого брать пример. И это не будут те, кто их пытал. Тогда всё это совсем не имеет смысла».
По словам адвокатов пензенских обвиняемых, их подзащитные уже обращались к Татьяне Москальковой и Михаилу Федотову с просьбами о личной встрече и помощи в расследовании пыток. Пока что обращения остаются без ответа, однако в ноябре члены Совета по правам человека посетили в петербургских фигурантов дела «Сети».