«Артподготовка» в строгом режиме
Московский окружной военный суд вынес приговор по делу участников движения «Артподготовка», запрещенного в России. Трое фигурантов признаны виновными в приготовлении к совершению теракта. Им назначены реальные сроки наказания — от семи до восьми лет колонии строгого режима. Адвокаты говорят, что такой приговор стал для них неожиданностью.
Во вторник в Московском окружном военном суде был оглашен приговор по делу участников движения «Артподготовка». Подсудимые — 39-летний Олег Дмитриев, 41-летний Олег Иванов и 46-летний Сергей Озеров — признаны виновными в приготовлении к совершению теракта. Суд признал, что они готовились во время народного схода 5 ноября 2017 года в Москве поджечь здания госвласти с помощью «коктейлей Молотова». Сергей Озеров и Олег Дмитриев были приговорены к восьми годам, а Олег Иванов — к семи годам колонии строгого режима. Ранее прокурор просил назначить им девять лет лишения свободы.
«У нас была надежда на минимальное наказание»,— сообщил прессе адвокат Алексей Веселов. «Приговор стал неожиданностью»,— добавил его коллега Александр Борков. Он отметил, что причину такого решения защита узнает после получения полного текста приговора.
Адвокаты планируют обжаловать приговор. «Считаю, что доказательства, собранные следствием, крайне неубедительны»,— пояснил господин Борков. Он напомнил, что первоначально подсудимым были предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе) и ст. 30, ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к совершению теракта). Однако перед судебными прениями прокурор попросил суд убрать участие в террористическом сообществе из-за отсутствия достаточных доказательств (см. “Ъ” от 19 января). «Но также не доказано и совершение приготовлений к теракту»,— добавил господин Борков.
Напомним, трое подсудимых состояли в созданном Вячеславом Мальцевым движении «Артподготовка» (запрещено в России решением Красноярского краевого суда от 26 октября 2017 года). Вячеслав Мальцев говорил о революции, которую назначил на 5 ноября 2017 года. В октябре 2017 года осужденные в разные дни прибыли в Москву, встретились на Манежной площади с соратницей Вячеслава Мальцева Надеждой Беловой (Петровой), которая помогла им объединиться и снять комнату в квартире в городе Московский. С того времени началось, как установил суд, приготовление к теракту. Лидером группы считается Сергей Озеров.
1 ноября 2017 года во время осмотра сотрудниками правоохранительных органов квартиры, которую снимали фигуранты дела, были обнаружены 13 «коктейлей Молотова» — бутылки из-под «Лимонада» и «Тархуна», наполненные бензином и заткнутые обрывками полотенца, а также канистра с бензином и банки с растворителем и маслом. Как утверждали задержанные, в квартире жил еще один мужчина — Вадим Майоров, который и принес в дом бутылки и бензин. По их словам, Вадим Майоров предложил им достать оружие и пояснил, что сам был участником боевых действий. Но соседи пояснили ему, что не намерены нарушать закон. Однако продавец магазина автозапчастей, выступивший в суде, сказал, что опознал в Сергее Озерове человека, купившего у него канистру для бензина. Также показания дали два засекреченных свидетеля.
На суде стало известно, что Сергей Озеров и Олег Дмитриев знали Вячеслава Мальцева, участвовали в акциях, устраиваемых движением, и специально ехали в Москву для участия в народном сходе — «мирном, согласно Конституции РФ». «Я не собирался ни совершать теракты, ни участвовать в них»,— заявил в последнем слове Сергей Озеров. Олег Дмитриев добавил, что ждал провокации и перед поездкой в Москву взял справку о том, что не употребляет наркотики, и записал видео, в котором заявил, что если его задержат, то это будет провокация. А Олег Иванов, по словам его адвоката, лишь хотел посмотреть, что произойдет в столице 5 ноября.
Отметим, что 5 ноября 2017 года и накануне были задержаны свыше 400 человек. Шестеро уже приговорены к срокам от двух до трех лет колонии — в основном за организацию массовых беспорядков. В настоящее время в Волгограде идет суд над тремя сторонниками Вячеслава Мальцева, обвиняемыми в попытке организации массовых беспорядков.