Мы считаем политзаключённой гражданку Украины Ление Умерову 

Её подвергли «карусельным» административным арестам, а затем отправили в СИЗО по делу о шпионаже

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Ление Умерову политзаключённой. Её преследуют по статье о шпионаже из-за якобы найденных в её телефоне фотографий военной техники. До предъявления обвинения девушку четыре раза подряд отправляли под административный арест по абсурдным обвинениям. Её уголовное дело противоречит международному законодательству о положении гражданского населения во время войны, нарушает право на справедливое судебное разбирательство и основано на фальсификации доказательств.

Мы требуем немедленного освобождения Умеровой и прекращения её уголовного преследования. Мы также требуем освобождения других незаконно удерживаемых украинских граждан и прекращения необоснованных дел в их отношении.

В чём суть дела Ление Умеровой?

Крымская татарка Ление Умерова переехала в Киев в 2015 году. Там она училась и работала, при этом регулярно ездила к родителям в Евпаторию. В конце 2022 года девушка поехала в Крым, чтобы встретиться с отцом, лечившимся от рака. 

В ночь с 3 на 4 декабря 2022 года при пересечении границы Грузии с Россией на КПП «Верхний Ларс» Умерову задержала ФСБ. Её обвинили в нарушении режима пребывания в РФ и отправили в центр временного содержания иностранцев, где она провела три месяца. В марте 2023 года защита добилась её освобождения, но на выходе Умерову похитили неизвестные. Девушку увезли во Владикавказ, где её уже «официально» задержали полицейские, после чего суд 4 раза подряд арестовывал её на 15 суток за якобы неповиновение сотрудникам полиции.

В мае 2023 года Умерову вывезли в Москву, где взяли под стражу по обвинению в шпионаже (ст. 276 УК РФ). По версии ФСБ, Ление Умерова «передавала информацию о российских военных объектах и технике группировки “Восток”». Доказательства якобы были найдены в изъятых «технических средствах».

Дело Умеровой засекречено, ей не дают разрешения на свидания и звонки. Девушке грозит до 20 лет колонии. 

Почему мы считаем Умерову политзаключённой?

Статья 276 УК РФ «Шпионаж» была расширена под «требования военного времени» 14 июля 2022 года. Однако следствие вменяет Умеровой передачу сведений о  российских подразделениях на территории Киевской области, которые оккупировали её часть с 24 февраля до начала апреля 2022 года. Тогда передача этих сведений не была преступлением по УК РФ. 

Вместе с тем, у нас есть серьёзные сомнения, что Умерова в принципе делала это. То, что следствию для предъявления обвинения понадобилось несколько месяцев держать девушку под арестом, само по себе говорит о слабости доказательной базы и вероятной фабрикации дела. По словам отца Ление, ей вменяют фотографии, которые на самом деле были скачаны из Интернета. Брат Умеровой утверждает, что она с первых дней войны находилась в эвакуации в Турции, а не на территории Киевской области. 

Уголовное преследование Умеровой противоречит Женевской Конвенции о защите гражданского населения. Кроме того,  девушку судят по российскому УК, который никогда не действовал на территории Украины. 

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь

Отправить письмо можно по адресу: 111020, г. Москва, Лефортовский вал, д. 5, п/я 201, ФКУ СИЗО-2 ФСИН России, Умеровой Ление Резвановне, 1998 г. р.

На нашем сайте вы можете сделать сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.

  • Архив
    Политзаключённая крмская татарка Ление Умерова. Поддержка политзеков. Мемориал
    Умерова
    Ление Резвановна
    Подробнее