Мы считаем политзаключённой Валерию Зотову

Её приговорили к 6 годам колонии по «террористической» статье, обвинив в попытке поджога райадминистрации

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Валерию Зотову политической заключённой. Её осудили по статье о покушении на теракт, обвинив в попытке поджога здания районной администрации, который она передумала совершать. Уголовное преследование Валерии Зотовой нарушает её право на справедливое судебное разбирательство.

Мы требуем отменить вынесенный ей приговор, прекратить её уголовное преследование по «террористической» статье и повторно рассмотреть её дело справедливым судом.

В чём суть дела Валерии Зотовой?

После начала полномасштабной агрессии России против Украины в феврале 2022 года 19-летняя Валерия Зотова из Ярославля стала общаться в Интернете в чатах проукраинской и антивоенной направленности. Там она познакомилась с мужчиной, который представился сотрудником СБУ и предложил ей за деньги поджечь здание районной администрации, где собирали помощь российским военным.

Зотова сначала согласилась, но затем передумала и решила инсценировать попытку поджога: купить бензин и сфотографировать его у здания.

Своими планами Зотова делилась с подругой, которая в действительности была внедрённым агентом ФСБ: к этому времени Зотова уже находилась в разработке спецслужб.

В ночь с 16 на 17 февраля 2023 года Зотова приехала с подругой к зданию администрации, где её задержали силовики, даже не дав ей выйти из машины.

18 февраля Зотову арестовали по обвинению в покушении на теракт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ).

28 июня 2023 года 2-й Западный окружной военный суд приговорил её к 6 годам колонии.

Почему мы считаем Зотову политзаключённой?

Мы считаем, что Зотова стала жертвой оперативной провокации, запрещённой по закону. Вероятно, с самого начала переписку с ней вели сотрудники ФСБ. «Подруга» Зотовой, которая также была агентом ФСБ, не ограничилась ролью наблюдателя, а активно помогала ей спланировать поджог. Когда же Зотова отказалась от этой идеи, «подруга» скрыла это от следствия и суда. Защита предоставила в суд переписку девушек, которая подтверждает, что Зотова собиралась инсценировать попытку поджога, но суд не стал рассматривать её в ходе процесса.

При объективном рассмотрении дела суд должен был рассмотреть возможность освобождения Зотовой от ответственности, поскольку она добровольно отказалась от идеи поджога. С нашей точки зрения, поджог не должен был быть квалифицирован как теракт: в суде не было доказано наличие мотива устрашения населения. При квалификации по другой статье Зотова получила бы меньший срок.

Мы полагаем, что ФСБ сфабриковала дело против Валерии Зотовой, так как она придерживалась антивоенных убеждений, а её мать, Светлана Зотова, открыто выступала против войны в Украине и политики российских властей.

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий. 

Как помочь?

Отправить письмо можно по адресу: 56511, Костромская обл., п. Прибрежный, ул. Мира, д. 1, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области, отряд № 3, Зотовой Валерии Игоревне, 2003 г. р.

Также можно отправить через «Ф-письмо» или «Зонателеком».

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.

  • Зотова
    Валерия Игоревна
    Подробнее