Мы считаем политзаключённым Александра Глушкина

Школьного охранника из Санкт-Петербурга судят по статье о «фейках» за пост о Буче в VK

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Александра Глушкина политическим заключённым. Его преследуют по статье о распространении заведомо ложных сведений о российской армии из-за публикации в VK. Уголовное преследование Александра Глушкина нарушает его права на свободу выражения мнения и справедливый суд. Мы требуем освободить Александра Глушкина и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Александра Глушкина?

55-летний Александр Глушкин из Петербурга работал охранником в школе. В апреле 2022 года он опубликовал на своей странице в VK пост о преступлениях российских военных в украинском городе Буче. Его заметила другая сотрудница школы, чьё внимание привлёк украинский флаг на аватарке Глушкина. После её доноса директору Глушкина уволили.

7 февраля 2024 бывшего охранника задержали по уголовному делу о распространении заведомо ложной информации об использовании российской армии по мотивам политической ненависти (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Изначально мерой пресечения был запрет определённых действий, но 8 августа 2024 года Глушкина отправили в СИЗО. 

25 декабря 2024 года в Невском районном суде Санкт-Петербурга началось рассмотрение дела по существу. Свидетели обвинения рассказывали о его симпатиях к Украине и «призывах против России», а сам Глушкин признал вину. Ему грозит до 10 лет лишения свободы.

Почему мы считаем Глушкина политзаключённым?

Статья о распространении заведомо ложной информации о российской армии, по которой преследуют Александра Глушкина, появилась в УК РФ сразу после начала полномасштабной войны России против Украины. Она фактически запрещает распространение любой информации о войне, отличающейся от официальной, что нарушает право граждан на свободу выражения мнения. Эта статья противоречит как Конституции и международным обязательствам России, так и базовым принципам права, в частности, принципу правовой определённости: гражданин не может заранее знать, какую информацию могут посчитать ложной. Тем более невозможно установить заведомость или умысел на распространение ложных сведений. Мы считаем неправомерными любые обвинения по этой статье. 

Эксперты, привлечённые следствием, утверждают, что Глушкин публиковал «фейки» осознанно, поскольку «не мог не знать об официальной позиции Министерства обороны». Однако существуют многочисленные доказательства военных преступлений, которые совершили российские военные в Буче под Киевом. На наш взгляд, у Глушкина не было никаких оснований считать эту информацию неверной, а тем более — заведомо ложной. 

Антивоенная позиция и привлечение внимания общества к военным преступлениям не должны расцениваться как правонарушение. Мы считаем, что критика агрессивной войны полезна для общества ине может быть поводом для уголовного преследования и тем более лишения свободы.

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь?

Написать письмо можно по адресу: 

196655, Санкт-Петербург, ул. Колпинская, д. 9, стр. 1, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Глушкину Александру Львовичу 1969 г. р.

Также можно воспользоваться сервисами «Ф-Письмо», ZT (оплата российскими картами) или PrisonMail (оплата другими картами).

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.