Мы считаем политзаключённым Алексея Сивохина

Россиянина, который воевал в Донбассе на стороне Украины и получил украинский паспорт, приговорили к 10 годам строгого режима 

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Алексея Сивохина политзаключённым. Его преследуют по статьям об участии в деятельности экстремистской организации, вовлечении в неё, а также о приготовлении к совершению теракта, обвиняя в участии в «Правом секторе» и подготовке к поджогу торгового центра. Уголовное преследование Сивохина содержит признаки фальсификации доказательств и нарушает его право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить Алексея Сивохина и прекратить его уголовное преследование. 

политзаключённый Алексей Сивохин

В чём суть дела Алексея Сивохина?

Алексей Сивохин родился в Москве. В 2012 году он переехал в Украину, где в 2016 году вступил в Вооружённые силы Украины и проходил службу по контракту в Донбассе. В 2019 году на основании президентского указа он стал гражданином Украины. В январе 2022 года Сивохин приехал в Россию для оформления выхода из гражданства РФ.  

9 марта 2022 года его задержали в Москве и отправили на 45 суток в спецприёмник, обвинив в мелком хулиганстве. Спустя два месяца после задержания в его телефоне обнаружили переписку в Telegram. По версии следствия, Сивохин обсуждал c участниками «Правого сектора» подготовку поджога «с целью устрашения населения». В лесу силовики обнаружили тайник, где Сивохин якобы хранил коктейли Молотова и взрывчатку. 

24 апреля Сивохина задержали по уголовному делу. Его обвинили в участии в «Правом секторе», куда он якобы вступил в 2016 году (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ) и в том, что после своего ареста он вовлекал других заключённых в деятельность этой «экстремистской организации» (ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ). Также ему вменили подготовку к совершению теракта: он якобы собирался поджечь бизнес-центр в Московской области (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ). Сивохин вину не признал и заявил о фальсификации доказательств. 

31 мая 2024 года военный суд приговорил его к 10 годам колонии строгого режима с отбыванием первых 4 лет срока в тюрьме. 16 декабря 2024 года суд в апелляции изменил приговор в части квалификации, но мы не знаем как именно.

Почему мы считаем Сивохина политзаключённым?

Сивохин отрицает свою принадлежность к «Правому сектору». При этом независимо от того, был ли он участником этой организации или нет, мы считаем обвинение неправомерным. Мы считаем, что «Правый сектор» признан экстремистской организацией незаконно и необоснованно. 

Обвинение в вовлечении в «Правый сектор» основано на показаниях свидетелей, которые лишены свободы и зависят от следствия, и экспертизе аудиозаписей разговоров с человеком, которого содержали вместе с Сивохиным в течение нескольких месяцев. Даже если допустить, что Сивохин действительно пытался вовлечь других заключённых в «Правый сектор», его сокамерники находились в изоляции и не могли совершить преступления.

Обвинение в приготовлении к теракту не доказано. Следствие не пыталось установить личность собеседника Сивохина, а сам он заявил, что сотрудники ФСБ отправили сообщения уже после его задержания, когда получили доступ к его телефону. Дактилоскопическую экспертизу предметов в «тайнике» не проводили, а обнаруженные на них биологические следы, по словам Сивохина, появились после того, как сотрудники ФСБ обманным путём взяли его биоматериал под предлогом теста на COVID.

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий. 

Как помочь?

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.