Мы считаем политзаключённым Андрея Гилишева
Медика из Тюмени приговорили к 15 годам строгого режима за попытку вступить в Легион «Свобода России» и два граффити
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Андрея Гилишева политическим заключённым. Его преследуют по уголовным статьям об участии в террористической организации и вандализме за намерение помогать украинскому подразделению и антивоенные граффити. Уголовное преследование Гилишева нарушает его права на свободу выражения мнения и на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем его немедленно освободить Гилишева и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Андрея Гилишева?
Андрей Гилишев — лаборант центра МРТ-диагностики из Тюмени.
6 февраля 2024 года сотрудники центра «Э» задержали его, после чего, по словам Гилишева, пытали током.
По версии следствия, с декабря 2023 по февраль 2024 года Гилишев участвовал в деятельности Легиона «Свобода России»: он заполнил анкету на сайте и общался с неким «Павлом». Гилишев хотел переубеждать людей, поддерживающих Путина, и якобы выразил готовность помогать Легиону как полевой медик. Кроме того, Гилишев нарисовал два граффити: бело-сине-белый флаг на стеле и надпись «РПЦ за убийц» на заборе церкви. Ущерб был признан незначительным и не имел денежного эквивалента. Действия медика обвинение расценило как участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) и вандализм по мотивам политической ненависти (ч. 2 ст. 214 УК РФ).
24 декабря 2024 года суд в Екатеринбурге приговорил Гилишева к 15 годам лишения свободы, из которых 4 года — в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима.
Выступая в суде, Гилишев подчёркивал, что его действия были выражением несогласия с политикой властей и войной. В последнем слове он сказал: «Несогласие — это не преступление».
Почему мы считаем Гилишева политзаключённым?
Обвинение Гилишева в участии в деятельности террористической организации необоснованно и незаконно. Легион «Свобода России» объявлен российскими властями террористической организацией неправомерно: в действительности это подразделение Вооружённых сил Украины, и участие в нём не должно квалифицироваться как терроризм.
Обвинение в вандализме также необоснованно. Граффити Гилишева не оскорбляли общественную нравственность, а признак «политической ненависти» вменён ему произвольно. Надпись на заборе церкви отражает мнение Гилишева о том, что РПЦ участвует в пропаганде войны с Украиной, и является формой гражданской критики. Материальный ущерб от его действий минимален, а умысла на осквернение у него не было. Подобные действия могли бы повлечь лишь административную ответственность.
Мы полагаем, что Гилишев мог стать жертвой оперативной провокации: он уверен, что отправил анкету на фейковый адрес Легиона и общался с подставным лицом. Оперативные провокации прямо запрещены законом.
Дело Гилишева — пример уголовного преследования за выражение несогласия с войной и политикой властей. Его наказание несоразмерно содеянному и политически мотивировано.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Отправить письмо можно по адресу:
623850, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Кирова, д. 29а, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, Гилишеву Андрею Николаевичу 1991 г. р.
Также можно воспользоваться сервисом ZT (оплата российскими картами).
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.
Политзаключённые
-
Гилишев
Андрей Николаевич205.5 ч. 2Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической.
Наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
214 ч.2