Мы считаем политзаключённым Эдуарда Асанова
Крымского татарина приговорили к 8,5 годам строгого режима по обвинению в участии в Батальоне имени Номана Челебиджихана
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Эдуарда Асанова политзаключённым. Его преследуют по уголовной статье об участии в вооружённом формировании на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам России, за предполагаемое участие в крымскотатарском Батальоне имени Номана Челебиджихана. Уголовное преследование Асанова нарушает его право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить Асанова и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Эдуарда Асанова?
Эдуард Асанов — крымчанин, гражданин России и Украины. 6 сентября 2023 года у него прошёл обыск, после чего его задержали по делу об участии в незаконном вооружённом формировании в целях, противоречащих интересам России (ч. 2 ст. 208 УК РФ).
По версии следствия, в 2016 году Асанов присоединился к Батальону имени Номана Челебиджихана, действовавшему на административной границе Крыма с материковой частью Украины. Следствие считает, что он остался его участником даже после того, как вернулся в Крым в 2018 году, поскольку не заявил российским властям о выходе. В обвинении говорится, что он работал поваром, досматривал автомобили на блокпостах и нёс охрану.
Асанов не признал вину. По его словам, он часто бывал по своим делам на пограничном пункте, в месте дислокации Батальона, и иногда заходил на кухню погреться, однако участия в деятельности формирования не принимал, а поваром работал в другом месте. Свидетели, которых ранее судили по аналогичному делу, на следствии утверждали, что Асанов нёс службу с оружием, но в суде это не подтвердили.
22 июля 2024 года Асанова приговорили к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, из которых 3 года — в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима.
Почему мы считаем Асанова политзаключённым?
Мы считаем, что участие в Батальоне имени Номана Челебиджихана не образует состава преступления. Это объединение появилось в сентябре 2015 года после того, как лидеры Меджлиса крымскотатарского народа объявили гражданскую блокаду Крыма. Батальон не участвовал в боевых действиях и фактически был не вооружённым формированием, а общественным объединением.
При этом деятельность Батальона имени Челебиджихана нельзя считать нелегальной. Доказательством тому — совместное патрулирование границы с Погранслужбой Украины, а оформление статуса формирования, действующего на территории Украины, является внутренним делом этого государства. При этом интересам России противоречит не деятельность крымскотатарского объединения, а незаконный захват украинских территорий.
Дело Асанова, как и многие аналогичные дела, построены на показаниях «серийных» свидетелей. Единственным вещественным доказательством стал шеврон ВСУ, якобы найденный у Асанова, хотя осудили его за участие в незаконном формировании, которое не входило в состав вооружённых сил.
Это дело, как и другие дела по обвинению в участии в Батальоне имени Номана Челебиджихана, — часть репрессивной кампании против крымских татар, которых преследуют по этническому признаку как реальных или предполагаемых противников аннексии Крыма.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Написать письмо можно по адресу: 600020, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67, ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, Асанову Эдуарду Айдыровичу 1969 г. р.
Также можно воспользоваться сервисом ZT.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.