Мы считаем политзаключённым Евгения Казанцева
Украинского военнопленного с российским гражданством приговорили к 11 годам 11 месяцам лишения свободы
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Евгения Казанцева политическим заключённым. Его преследуют по статьям об участии на территории иностранного государства в незаконном вооружённом формировании в целях, противоречащих интересам РФ, участии в деятельности экстремистской организации и в незаконном приобретении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов. Преследование Казанцева нарушает его право на справедливое судебное разбирательство, а также права и свободы, гарантированные Женевской конвенцией об обращении с военнопленными. Мы требуем прекратить уголовное преследование Евгения Казанцева и соблюдать в отношении него нормы международного права.
В чём суть дела Евгения Казанцева?
Евгений Казанцев переехал из России в Украину в 2015 году, чтобы ухаживать за близким родственником. После начала полномасштабного российского вторжения в феврале 2022 года он вступил в территориальную оборону Чернигова, а в марте оказался в российском плену.
Казанцева обвинили в участии в деятельности «экстремистской организации “Правый сектор”» (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ) и её вооружённом формировании «22 резервная сотня Добровольческого украинского корпуса “Правый сектор”» в период с сентября 2015 года по март 2022 года «в зоне ведения боевых действий на территории ДНР и ЛНР» (ч. 2 ст. 208 УК РФ). Также его обвинили в незаконном приобретении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).
После того, как Казанцев попал в плен, российские пропагандистские СМИ распространили видео, на котором он признавал свою вину и призывал ВСУ и украинские «националистические движения» сдавать оружие. Однако вскоре он отказался от признательных показаний, заявив, что дал их под давлением сотрудников ФСБ. В ходе этапирования в СИЗО, куда его отправили 24 марта 2022 года, Казанцев получил отморожение обеих стоп, из-за чего у него ампутировали несколько пальцев на ногах.
28 ноября 2023 года Казанцева приговорили к 12 годам колонии строгого режима с отбыванием первых 3 лет в тюрьме. В апелляции наказание сократили на 1 месяц.
Почему мы считаем Казанцева политзаключённым?
Мы не знаем, действительно ли Казанцев состоял в «Правом секторе» и его вооружённом формировании. Сам Казанцев отрицает свою принадлежность к ним. Независимо от этого предъявленное ему обвинение незаконно.
«22 резервная сотня Добровольческого украинского корпуса “Правый сектор”» не является незаконным вооружённым формированием, поскольку действует с согласия государства во взаимодействии с ВСУ.
Обвинение в «приобретении и ношении оружия» абсурдно, поскольку Казанцев являлся участником вооружённого конфликта между государствами. Он выполнял задачи, поставленные ему украинским командованием и владел оружием на законных основаниях.
Судебное решение о признании «Правого сектора» экстремистской организацией мы считаем необоснованным. Кроме того, его деятельность запрещена в России, а Казанцеву вменяется участие в «Правом секторе» на территории Украины.
Уголовное дело Казанцева нарушает положения Женевских конвенций об обращении с военнопленными, которые запрещают преследовать военнослужащих за участие в боевых действиях в ходе вооружённого конфликта.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Письмо можно отправить по адресу:
662606, Красноярский край, г. Минусинск, ул. М. Горького, д. 114, ФКУ Т ГУФСИН по Красноярскому краю, Казанцеву Евгению Викторовичу 1987 г. р.
Также можно воспользоваться сервисами «Ф-Письмо», ZT (оплата российскими картами) или PrisonMail (оплата другими картами).
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.