Мы считаем политзаключённым Магомедгаджи Рабаданова
Пенсионера из Санкт-Петербурга приговорили к 5 годам колонии по статье о конфиденциальном сотрудничестве с иностранцами
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Магомедгаджи Рабаданова политическим заключённым. Его преследуют по уголовной статье о сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством за письмо в ГУР Украины. Преследование Рабаданова нарушает его право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить Рабаданова и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Магомедгаджи Рабаданова?
Магомедгаджи Рабаданов — бывший адвокат и сотрудник Военной академии. 16 января 2024 года его задержали и отправили под арест, обвинив в покушении на конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством в деятельности, направленной против безопасности России (ч. 3 ст. 30, ст. 275.1 УК РФ). Позднее обвинение переквалифицировали на оконченное преступление по той же статье.
По версии следствия, пенсионер сам обратился в Главное управление разведки Министерства обороны Украины с предложением передать некую информацию и совершить некие действия, которые могут способствовать военному поражению РФ. Об этом якобы узнали сотрудники ФСБ и далее, как утверждается, все встречи и переписки Рабаданова происходили в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
23 апреля 2025 года суд в Санкт-Петербурге на закрытом заседании приговорил Магомедгаджи Рабаданова к 5 годам колонии общего режима с ограничением свободы на 1 год после освобождения.
Почему мы считаем Рабаданова политзаключённым?
Статья о «конфиденциальном сотрудничестве» появилась в УК РФ в июле 2022 года и стала ещё одним инструментом борьбы с противниками режима. Положения этой статьи не отвечают принципу правовой определённости: не раскрывается, что такое «конфиденциальная основа сотрудничества». По сути, эта статья криминализует любое общение российских граждан с иностранцами и позволяет наказывать не за конкретные действия, а лишь за предполагаемое намерение «содействовать» некоей неопределённой «деятельности». Эта статья должна быть отменена, все уголовные дела по ней — закрыты.
Мы считаем, что безопасности России угрожает в первую очередь развязанная агрессивная война против Украины, а разведка Украины совместно с ВСУ противостоят этой агрессии. Следовательно, даже если бы Рабаданов действительно переписывался с украинской разведкой, угроза этих действий для безопасности РФ была бы неочевидна.
Однако силовики не скрывали, что все действия Рабаданова полностью контролировались ими. Вероятнее всего, его «контакт с ГУР» изначально был результатом провокации ФСБ, как это часто бывает в подобных делах.
При этом мужчина не успел совершить никаких действий в рамках «сотрудничества с иностранным государством», поэтому ему в любом случае не могло быть вменено оконченное преступление. Даже если исходить из того, что действия, о которых шла речь, могли бы представлять некую опасность для общества, осуждение пожилого человека на длительный срок лишения свободы лишь за неочевидное «намерение» является явно непропорциональным.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Если у вас есть информация о том, где содержится Магомедгаджи Рабаданов, сообщите, пожалуйста, в наш Telegram-бот или на почту: [email protected].
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.