Мы считаем политзаключённым Максима Лыпканя
Из-за призывов выходить на антивоенные акции и интервью «Радио Свобода» его обвиняют по статье о распространении «фейков» об армии РФ
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Максима Лыпканя политическим заключённым. Уголовное преследование Лыпканя нарушает его право на свободу выражения мнения и распространения информации, призвано заглушить голоса противников войны с Украиной в России.
Мы требуем немедленно освободить Максима Лыпканя и прекратить его уголовное преследование.
Кто такой Максим Лыпкань и в чём суть его дела?
Максима Лыпканя, восемнадцатилетнего активиста из Москвы, обвиняют по статье о распространении заведомо ложной информации о действиях российской армии (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Лыпкань активно выступал в соцсетях, призывал читателей к участию в мирных протестных антивоенных акциях и поддержке политзаключённых.
Поводом для возбуждения дела стало интервью для Радио Свобода, опубликованное на сайте 18 февраля 2023 года. В частности, материал содержал следующие слова: «Я узнал о войне 24 февраля в 5 утра. Я не спал, увидел новость о войне и подумал, какой Путин военный преступник, раз начал это вторжение… Меня так потрясли жертвы украинского народа в Харькове, Буче и других украинских городах, что я решил протестовать активно… Я не сомневаюсь в том, что авторитарный режим скоро рухнет, а война закончится для Путина поражением».
Кроме того, Лыпкань анонсировал на 24 февраля 2023 года митинг под названием «Год ада», но московские власти отказали ему. Активист пытался оспорить отказ в суде, но его иск не был удовлетворён, а самого Лыпканя задержали и составили два административных протокола: за дискредитацию ВС РФ и за организацию публичной акции без подачи уведомления.
22 февраля 2023 года Хамовнический суд Москвы отправил Лыпканя в СИЗО на два месяца.
Почему мы считаем Максима Лыпканя политзаключённым?
Мы уверены, что статья о распространении заведомо ложной информации об использовании российской армии (207.3 УК РФ) противоречит Конституции России, международным обязательствам России и базовым принципам права.
Ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения», а ограничения на пользование этими правами «должны быть установлены законом и являться необходимыми: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». Для нас очевидно, что ограничения свободы выражения мнения, установленные ст. 207.3 УК РФ, не служат ни одной из перечисленных выше целей и являются проявлением цензуры.
Эта статья криминализует практически любые высказывания об использовании ВС России и деятельности её госорганов за рубежом. В ходе вооружённого конфликта установить правдивость сведений, распространяемых различными источниками зачастую невозможно, но объявление ложными всех сведений, противоречащих официальной информации РФ, очевидно, является абсурдным. Тем более невозможно установить, наличие умысла обвиняемого на распространение ложной информации. Совокупность этих дефектов определяет неправовой характер ст. 207.3 УК РФ.
Время и контекст появления ст. 207.3 УК РФ – после начала масштабной российской военной агрессии против Украины – позволяют нам утверждать, что эта статья специально создана как инструмент преследования критиков действий российских властей, в числе которых и Максим Лыпкань.
Подробное описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Написать письмо можно по адресу: 109382, г. Москва, ул. Верхние поля, д. 57, СИЗО-7 УФСИН России по г. Москве, Лыпканю Максиму Кирилловичу, 2005 г. р.
Электронное письмо можно отправить через сервис ФСИН-письмо.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.