Мы считаем политзаключённым музыканта и художника Григория Мумрикова
Друг Мумрикова, художник-акционист Данила Ткаченко, собирался пустить над проезжающей по центру Москвы военной техникой дым в цветах украинского флага, но перформанс сорвался. Сам Ткаченко уехал из России
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает московского музыканта и художника Григория Мумрикова политзаключённым, а художника-акциониста Данилу Ткаченко – незаконно преследуемым по политическим мотивам. Их преследование нарушает конституционное право на свободу выражения мнения. Цель возбуждения уголовного дела — заглушить голоса противников войны с Украиной и окончательно запугать российское гражданское общество.
Мы требуем немедленно освободить Григория Мумрикова из-под домашнего ареста и прекратить уголовное преследование Мумрикова и Ткаченко.
Кто такие Мумриков и Ткаченко и в чём их обвиняют?
Данила Ткаченко — московский художник-акционист, он получил премию World Press Photo за фотопроект «Побег» об отшельниках, а в рамках проекта «Родина» он поджигал пустующие деревенские дома.
Григорий Мумриков — музыкант, художник и фотограф из Москвы, друг Данилы Ткаченко.
9 мая 2022 года Ткаченко планировал провести в центре Москвы антивоенную акцию. Для этого он снял квартиру в доме на Тверской улице, примыкающем к Госдуме, и встроил в кондиционеры фаеры с жёлтым и синим дымом, которые хотел дистанционно активировать во время речи президента Владимира Путина. Сам Ткаченко 7 мая уехал из России.
Во время речи Путина кондиционеры не запустились, но, как рассказывал журналистам Ткаченко, в трансляции с Тверской он увидел, что какие-то люди фотографируют окна квартиры — так он понял, что о несостоявшейся акции узнали силовики. По словам адвокатов, подозрительные провода в квартире обнаружила домработница, она же обратилась в полицию.
Несмотря на то, что Ткаченко утверждает, что акцию он готовил «в одиночку» и никому не сообщал о своих планах, следствие сразу же стало искать его сообщников. 10 мая силовики задержали друга Ткаченко Григория Мумрикова. 12 мая судья Басманного районного суда назначила Мумрикову 10 суток ареста за мелкое хулиганство — он якобы ругался матом в общественном месте.
На свободу Мумриков так и не вышел: 24 мая Тверской суд Москвы отправил его в СИЗО.
30 мая Мумрикову предъявили обвинение в покушении на хулиганство, совершённое группой лиц по мотивам идеологической ненависти (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 213 УК РФ). По мнению следствия, согласно «распределению ролей», Мумриков, помимо участия в приискании предметов, необходимых для проведения перформанса, должен был фотографировать жёлто-голубой дым над парадом Победы 9 мая.
2 июня Даниле Ткаченко заочно предъявлено такое же обвинение. 26 июля его заочно арестовал суд.
8 августа Тверской районный суд заменил меру пресечения Григорию Мумрикову с содержания под стражей на домашний арест.
Почему мы считаем уголовное дело политически мотивированным и незаконным?
Мумрикова и Ткаченко обвиняют по статье о хулиганстве (ст. 213 УК РФ). Эта статья, в том виде, в каком она существует в Уголовном кодексе России, не соответствует принципу правовой определённости: граждане не могут заранее знать, какие их действия окажутся уголовно наказуемыми. Фактически она используется как «резервный» способ привлечения к уголовной ответственности тех, против кого не получается открыть уголовное дело по другим основаниям.
Очевидно, что появление разноцветного дыма в центре Москвы не могло повлечь нарушения условий труда и отдыха граждан, помешать работе учреждений или как-то иначе привести к «грубому нарушению общественного порядка».
Антивоенный перформанс не следует расценивать как выражение неуважения к обществу, напротив, целью акции было привлечение внимания общества к важнейшему общественно-политическому вопросу. Несостоявшаяся 9 мая акция, которую готовил Ткаченко, на наш взгляд, вовсе не имела общественной опасности и не может расцениваться как преступление.
Кроме того, анализ материалов дела позволяет говорить о том, что у следствия нет данных не только о причастности Григория Мумрикова к подготовке акции, но даже и о том, что он вообще знал о ней.
В целом, анализ материалов уголовного дела позволяет утверждать, что преследование Ткаченко и Мумрикова направлено на подавление антивоенного движения в России, а также на запугивание всех несогласных с вторжением российских войск в Украину.
Подробнее описание дела и позиция Правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными или незаконно преследуемыми по политическим мотивам не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Вы можете финансово помочь семье Григория Мумрикова, сделав перевод на карту Сбербанка его жены Ирины Станиславовны № 4279380649446269
Также вы можете присоединиться к группе поддержки «Свободу Грише Мумрикову!»
Сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым можно через кошелёк Юmoney или PayPal (helppoliticalprisoners@gmail.com) Союза солидарности с политзаключёнными.