Мы считаем политзаключённым Тимофея Руденко
Бывшего военного психолога обвинили в оправдании терроризма из-за комментариев в Интернете и отправили на принудительное психиатрическое лечение
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Тимофея Руденко политзаключённым. Его преследуют по статье об оправдании и пропаганде терроризма в Интернете из-за нескольких комментариев анонимного пользователя о войнах в Чечне и в Украине. Преследование Руденко нарушает его права на справедливое судебное разбирательство и на свободу от пыток. Мы требуем немедленно освободить Тимофея Руденко из психиатрической больницы и расследовать информацию о его пытках.
В чём суть дела Руденко?
Тимофей Руденко — офицер в отставке и бывший военный психолог.
7 мая 2022 года силовики пришли к Руденко с обыском. Его задержали, а затем отправили под административный арест на 10 суток по статьям о мелком хулиганстве и неповиновении полиции. Впоследствии Руденко рассказал, что силовики пытали его, требуя признаться в подготовке теракта. На выходе из спецприёмника его снова задержали и отправили под арест по статье о мелком хулиганстве уже на 15 суток. После этого был третий арест по той же статье. После 35 суток в спецприёмнике Руденко смог на некоторое время скрыться из поля зрения силовиков.
Вновь его задержали 18 мая 2023 года, когда он пытался вылететь из Москвы в Кыргызстан. Последовала новая серия из пяти «карусельных» арестов. Руденко всякий раз обвиняли в мелком хулиганстве, которое он якобы совершал немедленно после освобождения. В действительности Руденко прямо от спецприёмника увозили силовики.
20 июля 2023 года против Руденко возбудили уголовное дело по статье об оправдании и пропаганде терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК), а самого его отправили в СИЗО. Поводом послужили несколько комментариев пользователя с ником «Маймул Маймулович», размещённые в Telegram в конце апреля 2022 года. Следствие заявляет, что в них Руденко якобы одобрительно высказался о деятельности Дудаева, Масуда и Хаттаба, а также дал «положительную оценку враждебных, насильственных, разрушительных действий», комментируя возможный ответ на российские обстрелы Украины.
6 февраля 2024 года суд постановил применить к Руденко принудительные меры медицинского характера.
Почему мы считаем Руденко политзаключённым?
Мы полагаем, что у следствия не было реальных доказательств того, что именно Руденко написал вменяемые ему комментарии. Первую экспертизу высказываний «Маймула Маймуловича» провели ещё в декабре 2022 года — через полгода после первого административного ареста Руденко и за полгода до его задержания в аэропорту. Однако следствию понадобилось ещё более чем полгода на подготовку уголовного дела против Руденко.
При этом, с нашей точки зрения, в комментариях, которые стали поводом для возбуждения уголовного дела нет оправдания терроризма: их автор приводит факты о войне в Чечне, анализирует политические стратегии и навыки полевых командиров, а террористическая деятельность даже не упоминается. В случае же с публикациями о войне в Украине даже в экспертизе, которую заказало следствие, нет слова «терроризм», потому что речь идёт о военных действиях.
Помещение Руденко в психиатрическую больницу — это мера уголовно-правового характера, которая должна применяться только в случае совершения общественно опасного деяния. Уголовное преследование Руденко неправомерно, а значит неправомерно и назначение ему принудительного лечения. Это форма карательной психиатрии, которая становится всё более распространённой в России.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Написать письмо можно по адресу:
142370, Московская область, Чеховский р-н, c. Троицкое, д. 5, ГБУЗ «ПКБ № 5 ДЗМ», Руденко Тимофею Александровичу 1992 г. р.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.