Мы считаем политзаключёнными Людмилу Гончар, Дмитрия Марсова и Тимура Магомедова
Украинку и двоих москвичей отправили в СИЗО по делу о финансировании ФБК
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает политическими заключёнными Людмилу Гончар, Дмитрия Марсова и Тимура Магомедова. Их преследуют по уголовной статье о финансировании экстремистской деятельности из-за предполагаемых пожертвований Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального. Их преследование нарушает права на свободу ассоциаций и справедливый суд. Мы требуем освободить Гончар, Марсова и Магомедова и прекратить уголовное преследование по всем делам о финансировании ФБК.

В чём суть дел о пожертвованиях ФБК?
9 июня 2021 года Мосгорсуд объявил три организации Алексея Навального, включая Фонд борьбы с коррупцией, экстремистскими. 4 августа 2021 года решение вступило в силу.
На следующий день команда Навального попросила сторонников о помощи и предложила использовать сервис анонимных переводов Stripe.
6 сентября 2022 года стало известно о первых уголовных делах из-за пожертвований ФБК. По нашим сведениям, с тех пор обвинения в финансировании экстремизма (ч. 1 ст. 282.3 УК РФ) предъявили как минимум 44 людям. Сначала силовики воспользовались технической ошибкой первого дня сборов: иногда российские банки получали текстовые маркеры, косвенно указывающие на назначение платежей. В дальнейшем следствие использовало информацию об id-номере получателя платежа в американском банке, хотя связь его с ФБК не доказана.
Суды уже признали виновными по делам о финансировании ФБК не менее 30 человек. Большинство получили крупные штрафы, семеро — лишены свободы, причём четверо из них, включая самого Алексея Навального, — по совокупности с другими обвинениями.
В апреле 2025 года стало известно, что в одном из московских СИЗО с декабря 2024 года содержится украинка Людмила Гончар. В апреле же суд в Москве отправил под арест Дмитрия Марсова и Тимура Магомедова. Всех их обвиняют в финансировании ФБК. У нас нет подробностей по их делам: мы только знаем, что Марсову вменяют перевод 1500 рублей.
Почему мы считаем Гончар, Марсова и Магомедова политзаключёнными?
Мы проанализировали материалы, которые легли в основу постановления Мосгорсуда о признании объединений Алексея Навального экстремистскими. Мы считаем это решение политически мотивированным и незаконным.
Во-первых, не было представлено никаких доказательств экстремистской деятельности этих организаций. Политически мотивированные административные и уголовные дела против отдельных сотрудников не являются таковыми.
Во-вторых, даже регулярные проверки организаций государством не выявили в их работе экстремизма, хотя их результаты приобщены судом к делу в качестве подтверждения экстремистской деятельности.
Мы не знает, признали ли Людмила Гончар, Дмитрий Марсов и Тимур Магомедов, что были спонсорами ФБК. Не знаем мы и каким образом следствие это доказывает. В любом случае финансирование ФБК не является преступлением. Уголовное преследование Гончар, Марсова и Магомедова основано на незаконном решении Мосгорсуда, а потому также является политически мотивированным и незаконным.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Написать письма можно по адресам:
109383, Москва, ул. Шоссейная, д. 92, ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по г. Москве, Гончар Людмиле Владимировне 1979 г. р.
125130, Москва, ул. Выборгская, д. 20, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве Водник, Марсову Дмитрию Николаевичу 1970 г. р.
Можно воспользоваться сервисами «Ф-Письмо», ZT (оплата российскими картами) или PrisonMail (оплата другими картами).
Если у вас есть информация о местонахождении Тимура Магомедова, напишите, пожалуйста, в наш Telegram-бот или на почту [email protected]
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.