Мы считаем политзаключёнными осуждённых по «Баймакскому делу»

Участников народного схода в поддержку оппозиционера Фаиля Алсынова приговорили к длительным срокам лишения свободы
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Айтугана Абдуллина, Дениса Икбаева, Мурата Бикбулатова, Ильмира Рыскулова, Айбулата Нигаматова, Айдара Юсупова, Ильназа Махмутова, Закия Ильясова, Валляма Муталлапова, Айтугана Китикова, Шафката Ульмасбаева, Раяна Фаттахова, Фидана Исмагилова, Ильнара Асылгужина, Айгиза Ишмурзина, Рафила Утябаева, Фанура Хажина, Фангиза Шарифгалеева, Айгиза Абсалямова, Раиля Галина, Вадима Кагарманова, Айсура Тулыбаева, Айгиза Уразаева, Халида Ишкуватова, Ильфата Ишмуратова, Закира Кульмухаметова, Даниса Узянбаева, Азата Мирзина, Фатиха Ахметшина, Венера Яубасарова, Вилюра Карачурина, Айтугана Малабаева, Ахата Гибадуллина, Галима Заманова, Ильнура Хажиева, Динара Акбалина, Даяна Валеева, Дима Давлеткильдина, Ильмира Ахатова, Азата Кусарбаева, Айдара Магадеева, Санию Узянбаеву, Азамата Аминева, Айнура Каримова, Вилюра Сагадиева и Альберта Тагирова политическими заключёнными. Их обвинили по уголовным статьям об участии в массовых беспорядках и о применении насилия в отношении представителя власти из-за участия в акции протеста в защиту башкирского оппозиционера Фаиля Алсынова. Уголовное преследование нарушает их права на свободу мирных собраний, свободу выражения мнения и справедливый суд. Мы требуем освободить их из-под стражи, прекратить их уголовное преследование по делу о массовых беспорядках и пересмотреть их уголовные дела о применении насилия в отношении представителя власти.
В деле Илшата Ульябаева мы видим признаки политического мотивированного незаконного преследования и требуем пересмотреть его уголовное дело справедливым судом с соблюдением международных стандартов правосудия.
Мы видим признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы в делах ещё не осуждённых обвиняемых и продолжаем наблюдать за ходом уголовных дел, оценивая возможность признания обвиняемых политзаключёнными.
В чём суть «Баймакского дела»?
17 января 2024 года тысячи жителей Башкортостана собрались у здания суда в Баймаке, где проходил суд по делу лидера башкирского национального движения Фаиля Алсынова. Его приговорили к 4 годам колонии по делу о возбуждении ненависти за речь на экологическом митинге. Сторонники Алсынова возмутились приговором. ОМОН попытался разогнать протестующих – в силовиков полетели снежки, а те распылили слезоточивый газ, пустили в ход дубинки и применили светошумовые гранаты.
На следующий день в Башкортостане начались массовые задержания. Около 500 человек привлекли к административной ответственности. Против не менее чем 82 человек, из которых 3 женщины, возбудили уголовные дела. Почти всех обвиняемых отправили в СИЗО, большинство из них — многодетные отцы и единственные кормильцы своих семей.
Большинство обвинили в применении неопасного для жизни и здоровья насилия к полицейским (ч. 1 ст. 318 УК РФ) и участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ). 10 человек обвинили в организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ). Якобы в целях безопасности суды над фигурантами дела проходят в разных регионах России, часто заседания закрыты.
Первым приговор вынесли Илшату Ульябаеву, обвиняемому в применении опасного для жизни и здоровья насилия к полицейскому (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Он признал свою вину, его дело рассмотрели в особом порядке.
На сегодня 48 фигурантов «Баймакского дела» уже осуждены. Их приговорили к срокам от 3 лет 3 месяцев до 7,5 лет лишения свободы. Суды над другими продолжаются.
Почему мы считаем их политзаключёнными?
Мы считаем, что у суда в Баймаке не было массовых беспорядков. Там проходило мирное собрание в поддержку Фаиля Алсынова, неправомерное преследование которого возмутило многих жителей Башкортостана.
Собравшиеся не совершали действий, которые подпадают под признаки массовых беспорядков. Силовики необоснованно применили силу против людей, которые ждали приговора и скандировали лозунги.
Формулировки уголовной статьи о массовых беспорядках очень размыты, что позволяет властям произвольно применять её к несогласным. Мы считаем, что применение насилия к полицейским спровоцировали действия самих силовиков, которые попытались разогнать протестующих. При этом утверждения обвинения о том, что сотрудники полиции в полной защитной экипировке испытали физическую боль от брошенных в них снежков, выглядит абсурдно.
Масштаб уголовного дела беспрецедентен даже для путинской России, а суровость вынесенных приговоров несоразмерна общественной опасности содеянного. Так, Санию Узянбаеву приговорили к 5,5 годам колонии, а её сына Даниса, который пытался защитить её от полицейских, – к 4,5 годам колонии. Их судили в разных регионах, хотя очевидно, что их дела следовало рассматривать в одном процессе.
Многие обвиняемые отрицают, что применяли насилие к полицейским. Некоторые — что вообще были в тот день у здания суда. В качестве доказательств вины выступают видео, часто — очень низкого качества, при их отсутствии — показания полицейских и провокаторов в толпе. В суде выступали и засекреченные свидетели обвинения, достоверность показаний которых проверить невозможно.
При задержаниях и допросах силовики применяли насилие. Дима Давлеткильдина из-за повреждений позвоночника отправили из СИЗО в больницу. Рифат Даутов умер прямо в автозаке после задержания. Проведённая экспертиза обнаружила на его теле многочисленные травмы. Минияр Байгускаров покончил с собой из-за давления со стороны силовиков.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными либо лицами, подвергающимся уголовному преследованию, в котором с большой вероятностью присутствуют признаки политической мотивации и серьёзного нарушения закона, не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Адреса для писем можно найти на страницах фигурантов на нашем сайте.
Следить за новостями по делу можно в группе помощи фигурантам «Баймакского дела» в Telegram.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.