Мы считаем политзаключёнными троих жителей Уфы, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир»
Фариту Харисову, Тимуру Хабибуллину и Радику Талипову, которым вменяют террористические статьи, грозят длительные сроки заключения
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает мусульман из Башкортостана Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова политическими заключёнными. Их уголовное дело связано с их предполагаемой причастностью к запрещённой в России партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Преследование Харисова, Хабибуллина и Талипова грубо нарушает их право на свободу вероисповедания и право на свободу ассоциаций. Их лишили свободы при отсутствии доказательств какой-либо насильственной деятельности.
Мы требуем немедленно освободить Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова и прекратить их уголовное преследование.
Кто такие Харисов, Хабибуллин и Талипов и в чём их обвиняют?
39-летнему Фариту Харисову, 35-летнему Тимуру Хабибуллину и 28-летнему Радику Талипову из Уфы предъявлены обвинения по делу о причастности к «Хизб ут-Тахрир».
22 июня 2021 года силовики провели обыски в домах мусульман в Башкортостане, в результате чего все трое оказались под стражей.
Против Харисова возбудили уголовное дело по статье об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ), против Хабибуллина и Талипова – по статье об участии в деятельности такой организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Харисову грозит пожизненное лишение свободы, а Хабибуллину и Талипову – до 20 лет лишения свободы.
Обвинения против них сводятся к доказательствам их причастности к «Хизб ут-Тахрир», которая была признана террористической и запрещена Верховным Судом РФ в 2003 году. В обвинительном заключении приведены показания свидетелей, которые утверждают, что на встречах, проходивших «в формате чаепития, дружеской встречи», Харисов, Хабибуллин и Талипов вели разговоры об исламе, обсуждали «Хизб ут-Тахрир» и старались привлечь приглашённых на чаепитие к участию в организации. Ещё одним доказательством их вины, по мнению следствия, служит литература, изъятая у них дома при обыске.
Почему мы считаем Харисова, Хабибуллина и Талипова политзаключёнными?
Мы рассматриваем дело Фарита Харисова, Тимура Хабибуллина и Радика Талипова как продолжение долгой череды неправосудных дел из-за причастности к «Хизб ут-Тахрир».
Мы считаем, что одного лишь факта признания организации террористической недостаточно для криминализации любых действий её реальных или предполагаемых сторонников. Более того, мы считаем решение Верховного суда России, которым в 2003 году «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией, необоснованным. В его мотивировочной части не содержится каких-либо доказательств террористической направленности деятельности «Хизб ут-Тахрир». Нам неизвестно ни об одном факте совершения или подготовки участниками этого объединения терактов где-либо в мире.
В деле Харисова, Хабибуллина и Талипова обвиняемым не вменяются не только террористические или насильственные действия, но даже призывы к ним. Длительные сроки заключения им грозят только за предполагаемый факт участия во вполне легитимной деятельности по изучению ислама и обсуждению насущных проблем с единоверцами.
Как и во многих подобных делах, доказательствами обвинения служат весьма сходные друг с другом показания свидетелей, зависимых от следствия. Так, один из свидетелей был задержан одновременно с обвиняемыми, но против него не было возбуждено уголовное дело. Другой свидетель также теоретически мог быть привлечён к уголовной ответственности. При этом оба они якобы участвовали в деятельности «Хизб ут-Тахрир» одновременно с обвиняемыми.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.