Мы считаем политзаключёнными Веру Николаеву и Анастасию Лысенкову
Двух медсестёр, написавших «ГУР» на памятнике Жукову в Москве, приговорили к году принудительных работ
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Веру Николаеву и Анастасию Лысенкову политическими заключёнными. Их преследуют по уголовной статье о повреждении памятников защитникам Отечества за надпись на постаменте памятника Жукову, которую они нанесли по указанию телефонных мошенников. Лишение свободы применено к Николаевой и Лысенковой несоразмерно содеянному ими и в нарушение их права на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить их и прекратить их уголовное преследование.
В чём суть дела Николаевой и Лысенковой?
Вечером 3 июня 2024 года 28-летняя Анастасия Лысенкова подошла к памятнику маршалу Георгию Жукову на Манежной площади в Москве и написала на его постаменте «ГУР» краской из баллончика. Её действия снимала на телефон 55-летняя Вера Николаева. Женщин задержали, а краску с постамента быстро стёрли. Вскоре в сети стала распространяться видеозапись, которую сделала Николаева.
Позднее выяснилось, что женщины — медсёстры из разных городов Подмосковья — не были даже знакомы, но обе стали жертвами телефонных мошенников, которые руководили их действиями. Против задержанных возбудили уголовное дело по статье о повреждении памятников защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны (ВОВ), совершённом группой лиц по предварительному сговору (п. «а» и «б» ч. 2 ст. 243.4 УК РФ). Сначала женщин отправили в СИЗО, затем, спустя 3 недели, перевели под домашний арест. Они признали свою вину и раскаялись.
26 августа 2024 года суд приговорил Веру Николаеву и Анастасию Лысенкову к одному году принудительных работ каждую.
Почему мы считаем Николаеву и Лысенкову политзаключёнными?
Уголовная статья, по которой осудили женщин, предусматривает наказание за уничтожение или повреждение захоронений героев ВОВ и памятников им «в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов».
Мы считаем эту статью избыточной: она дублирует запреты, уже предусмотренные статьями о вандализме и надругательстве над местами захоронений. Кроме того, она предполагает чрезмерно суровое наказание за деяния, фактически не представляющие серьёзной общественной опасности.
Надпись, которую нанесли женщины на постамент, дворники убрали быстро и без усилий, то есть к серьёзным последствиям действия Николаевой и Лысенковой не привели. Кроме того, женщины возместили стоимость работ. Памятник не был повреждён, а значит, фигуранток вообще нельзя преследовать по этой статье УК.
Также очевидно, что у Николаевой и Лысенковой не было цели умалить историко-культурное значение памятника, они стали жертвами телефонных мошенников, которые выманили у них крупные денежные суммы. Но вместо защиты государства они получили уголовные дела и были лишены свободы.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.