Мы считаем политзаключёнными Виталия Панченко и Ивана Дмитракова

Украинских военных приговорили к 15 и 14 годам строгого режима по делу о терроризме за участие в боях в Курской области.

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Виталия Панченко и Ивана Дмитракова политическими заключёнными. Их преследуют по уголовной статье о террористическом акте за участие в военных действиях на территории России. Уголовное преследование Панченко и Дмитракова нарушает их право на справедливый суд и Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Мы требуем прекратить уголовное преследование Иванa Дмитраковa и Виталия Панченко и соблюдать в их отношении нормы международного права.

В чём суть дела Панченко и Дмитракова?

Виталий Панченко и Иван Дмитраков служили разведчиками в 61-й отдельной механизированной бригаде ВСУ. В августе 2024 года они участвовали в украинском наступлении на территории Курской области России. 15 августа их взяли в плен военнослужащие СОБР «Ахмат» Росгвардии.

В сети появились видео, на которых Панченко и Дмитраков с замотанными скотчем руками принуждают выкрикивать «Ахмат — сила!» и «Аллах Акбар!». 9 сентября российские следователи сообщили о возбуждении дела с обвинениями в террористическом акте, покушении на убийство, похищении людей и других преступлениях. Однако в суд было передано лишь дело по обвинению в террористическом акте, совершённом группой лиц по предварительному сговору и повлёкшим тяжкие последствия (пп. «а» и «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ).

12 декабря 2024 года суд приговорил Панченко и Дмитракова к 15 и 14 годам лишения свободы соответственно с отбыванием первых 3 лет в тюрьме, остального срока — в колонии строгого режима. 

Почему мы считаем Панченко и Дмитракова политзаключёнными?

Суд официально признал, что Панченко и Дмитраков — действующие военнослужащие украинской армии, и что их захватили в плен при выполнении боевого задания в рамках вооружённого конфликта. Согласно международному праву, к действиям участников вооружённого конфликта между Россией и Украиной нельзя применять антитеррористические нормы. Тем не менее Панченко и Дмитракова судили как террористов.

Хотя в российских СМИ звучали утверждения о том, что Панченко и Дмитраков открывали огонь по мирным жителям, подтверждений этому нет. Если бы у российской стороны были доказательства этого, российская пропаганда обнародовала бы их, а Панченко и Дмитракова обвинили бы в применении запрещённых методов ведения войны. 

Как в других подобных делах, следствие по делу Панченко и Дмитракова прошло очень быстро, а фабулу обвинения скопировали. Всё это позволяет утверждать, что их осудили лишь за участие в боях в составе регулярной армии на территории России — за действия, которые в условиях международного вооружённого конфликта не являются преступлениями. Это нарушает Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, которая прямо запрещает наказывать военнослужащих лишь за само участие в боевых действиях.

Материалы дела засекречены, заседания прошли в закрытом режиме, что также нарушает право на справедливый суд. Судебное преследование Панченко и Дмитракова является частью кампании российских властей по созданию образа украинских военных как террористов.

Подробнее описание дела и наша позиция изложены в справке.

Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь?

Если вам известно, где содержатся Виталий Панченко и Иван Дмитраков, сообщите, пожалуйста, в наш Telegram-бот или на почту: [email protected].

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.